Частушка как отражение истории и жизни - ХранителиРодины.рф

Я по Вишере – реке Много лесу сплавила. Я милёнка – плотогона В Сталинград отправила. Посмотрите, как короткая частушка вместила в себя столько информации. Какие еще частушки пели парни и девчата 75 лет назад? Как в них отразились события того времени? Об этом и не только можно прочитать в статье "Частушка как отражение истории и жизни"

«Частушка как отражение истории и жизни»



Однажды на урок истории учитель Суханова Т.М. принесла старую, с пожелтевшими листочками тетрадь, в которой были собраны частушки. К учителю эта тетрадь попала случайно. Известно, что частушки были собраны и записаны молодой девушкой, которая работала на заготовке леса во время Великой Отечественной войны.



Судя по всему частушек в тетради было более семисот (они все пронумерованы), но сохранилось только половина. Большинство частушек, записанных в этой тетради, - о любви, но не только. Можно выделить следующие темы: любовная, бытовая, колхозная, военная.

Листая пожелтевшие страницы тетради, можно определить, что частушки были написаны химическим карандашом и чернилами.

Стоит отметить, что написаны они практически без ошибок.

Мы знаем, что хозяйка тетрадки – молодая девушка, поэтому больше всего частушек про любовь. Несмотря на трудное время, люди не переставали любить и верить в любовь.



Кабы были крылышки,

Как у серой уточки,

Не жила бы без милого

Ни одной минуточки.



Ваня – имечко хорошее.

Ваня – замечательно.

Никого любить не буду.

Ваню – обязательно



Я в колхозе звеньевая,

Боевая, смелая.

Много я частушек знаю

И в работе первая.



Я любила тебя, миленький,

Любила дорогой.

Ожидала того времечко,

Кода ты будешь мой.



Сеяла, веяла

мелкую рассадушку.

Полюбила я милого

сердцу на досадушку.



Я сидела и писала,

слезы падали на грудь.

Я вздохнула и сказала:

меня милый не забудь.

Во многих частушках косвенно или напрямую упоминается о войне. В них отражена позиция самой Нины и всех жителей страны, которые с ненавистью относятся к этому страшному периоду в истории нашей страны.

Распроклятый царь германец

Рано войну объявил,

Царь-поганец

Моего милого убил.



В тяжелейшем положении в годы войны оказалась деревня. Мужчины призывных возрастов ушли на фронт:





Мы с товарищем вдвоем

Скоро в армию пойдём.

Вместо милочек, винтовочки

К своей груди прижмём.



Пишет миленький машисто –

Такой почерк у него.

Уложил он сто фашистов,

Ну, а больше ничего.



Автомашины, трактора, лучшие колхозные лошади также использовались для нужд обороны. Вся тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин.

Кругом поле, кругом поле,

А на поле трактора.

Неужели я не буду

Трактористкою сама?



Пойду, выйду в сад зелёный,

Где черемуха цветёт.

Погляжу я, как подруга

Трактор новый поведёт

В частушках о войне отражается печаль, горе от расставания с родными людьми, горе от потери близких:

Хорошо тебе, подруженька,

Приедет милый к лету

У меня, у бедной девушки,

Убили – нету.



Не сыграт полубаян

У кустов смородины.

Мой милёночек погиб

За Советску Родину.



Милый пишет издалёка:

- Милая, поверь, поверь.

Надоела мне винтовочка

И серая шинель.



Кабы не было войны,

Кабы не войнушечка,

Я бы в нонешном году

Была бы молодушечка.



Надежда на скорую Победу, благодарность тем, кто защищал Родину:



Не бракуй, девчонка, раненых

- нельзя их браковать.

Они за нашу Родину

ходили воевать.



Скоро кончится война –

Раненых не будет.

Скоро миленький мой

На побывку будет.



Ягодинка раненый

Лежит в больнице каменной

С перевязанной рукой.

Сулится ягода домой



Милый с Армии приехал

Образованный такой.

Носит голову высоко,

И характер боевой.



Девки, вот куда ходите

Девки, в красный уголок.

Девки, вот кого любите,

Кто из Армии придёт.



Я любила и люблю

солдатика военного.

Никогда не изменю

своего друга верного.



Судя по содержанию, частушки собирались в течение нескольких лет. Видимо, Нина продолжила записи и после войны. В одной из них говорится следующее:

Я сирени наломала,

на сирени буду спать.

Буду милого из армии

четыре года ждать.



После Великой Отечественной войны новый закон о всеобщей воинской обязанности был принят в 1949 году. В соответствии с ним мужчин призывали в сухопутные войска и авиацию на 3 года, во флот на 4 года.

А вот частушка, в которой отражена гордость за страну:



Наша Родина богата,

наша Родина сильна.

Воевать ни с кем не хочет

наша мирная страна.



В тетрадке встречается много частушек про колхоз.

Пойду, выйду на крылечко,

Запою я, молода.

Дали землю нам навечно –

Будет наша навсегда.



На горе стоит сосна,

Под горой – берёза,

Если жизнь у вас плоха,

Значит, нет колхоза.



Я в колхозе звеньевая,

Боевая, смелая.

Много я частушек знаю

И в работе первая.



Открываются ворота

В яровое полечко.

Жизни радостной добились –

Нету у нас горюшка.



Упоминается история создания колхозов:



Я на память под окошком

посадила пять берез.

Это память того года,

как вступили мы в колхоз.



Много частушек, в которых видим уважительное отношение к труду, стремление ответственно выполнять порученную работу, а так же выполнить установленный государством план:



В наше время труд почетен,

Окружен заботою.

Полеводы на работе

Трудятся с охотою.



Слов на ветер не бросай,

Слово дал, так выполняй.

Дать с гектара обещаем

Стопудовый урожай.



Труд для всех теперь в почёте.

Наше поле зелено.

Быть последним на работе

Ни кому не велено.



По-ударному пахала

Пашенку весеннюю.

За хорошую работу

Получила премию.



Есть частушки, высмеивающие нерадивое руководство колхоза:

Председатель наш правленья

Часто смотрит в потолок.

Может, ищет там решенья

Строить красный уголок



Наш завхоз и председатель

ловят рыбу на реке,

А постройка птицефермы

-остается в тупике.



Бригадир учёт запутал,

Сотку он с гектаром спутал.

Что кому не проследил,

Трудодней учёт забыл.



Новый клуб в колхозе строят

Вот уже четвёртый год.

Будет милый в клубе завом,

Если только не умрёт.



Сев идёт, бригада пашет,

Бригадир руками машет.

Бригадир наш спозарани

По деревне ходит пьяный.



Пошли с жалобой в правленье

Из амбара семена –

Нас давно пора очистиь:

На дворе уже весна.



Нередко в них упоминается о трудоднях. Трудодень — это форма оплаты труда в колхозах в период с 1930-1966 год. Собственно, трудодень — это один выход на работу, за что учетчик колхозной конторы записывал ”палочку” («галочку»).



Я ударница полей,

В книжке много трудодней.

Перед милым я горжусь,

Что в ударницы гожусь



Мой миленок - бригадир,

Я - ударница полей.

Заработала в колхозе

Тыщу двести трудодней



Частушки, в которых упоминается о комсомольцах, коммунистах, о Ленине, пропитаны гордостью:

Мне понравился партийный

Не за то, что молодой,

А за то, что у партийного

Характер золотой.

Комсомол у нас в почёте,

Комсомолом я горжусь.

Я ударница в артели,

В комсомолки запишусь.



На Урале я родилась,

На Урале моя мать,

На Урале научилась

Книги Ленина читать



Вышивала я платочек

Тоненькой иголочкой,

Ты поздравь меня, милёнок,

Стала комсомолочкой.



Я обнаружила в тетрадке частушки, в которых высмеиваются человеческие пороки:

Не пойдём, подружка, в клуб,

Зав там вечно пьян и груб.

Нет ни лекций, ни докладов –

Только танцы до упаду.



Не ходи в сельмаг, Федотка,

Там лишь водка да селёдка.

Есть подковы – нет гвоздей.

Зав там, видно, ротозей.



Тракторист ругает трактор:

Почему ломается.

Сам ему ремонт не делает,

А теперь и мается.



Всех их надо парить

В жаркой бане веником,

Чтобы не было в колхозе

Этаких бездельников.



А вот частушки о семейных взаимоотношениях:

Маменька, не бей меня,

Милый высушил меня,

Высушил молоденьку,

Как ягодку смородинку.

Меня дома все ругают,

Что я не веселая.

Моя горячая любовь

Далеко увезенная.



Не ругай-ка, мама, Колю,

Коля скоро будет зять.

Будет времечко такое:

Будем Колю в гости звать.



Полюбила гармониста,

Заругала меня мать.

Не ругай меня, мамаша,

Развесёлый будет зять.



Известно, что записи были начаты в военное время, предположительно в 1944-1945 гг., на лесозаготовках.

Я по Вишере – реке

Много лесу сплавила.

Я милёнка – плотогона

В Сталинград отправила.



Среди частушек я нашла такую:

У меня подружка Нина,

Меня Ниной тоже звать.

Нина милого забыла,

И мне надо забывать.



Выходит, что девушку звали Ниной. А вот другая частушка:



Ты, Верх-Язьва,

ты, Верх-Язьва,

маленький поселочек…



В частушке говориться о селе Верх-Язьва, возможно лесозаготовки проводились около этого села, а может быть Нина была оттуда родом.

Верх-Язьва – небольшое село, расположенное в глубине таежных лесов на севере Пермского края. Основано в 1623 году.

Несколько раз упоминается река Вишера:

Ой, ты Вишера – река,

Быстрое течение.

Проводила паренька –

На душе волнение.

Я на Вишеру - реку

Ходила умываться.

Скоро две недели будет-

С милым не видалися.

Лесозаготовками в военный и послевоенный периоды у нас в стране в основном были заняты заключённые и военнопленные, но во второй половине 40-х в период восстановления хозяйства страны привлекали и другие категории населения.

Сохранились воспоминания Сухановой Антониды Матвеевны (1928-2008 гг.), жительницы деревни Коровино Куединского района Пермской края: «Мне было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Было тяжело, не хватало хлеба и других продуктов потому, что большую часть того, что производили в колхозе, отправляли на фронт. В войну я вместе с другими подростками работала в колхозе. Очень радовались, когда война закончилась. В 1945 году мне исполнилось 18 лет. В этом же году, осенью, после полевых работ, меня вместе с другими отправили на лесозаготовки. Моего желания никто не спрашивал, ехать не хотелось, знала, что там очень тяжело. Жили во времянках с железными печками «буржуйками». Вечерами отдыхали от тяжёлой работы или общались. На лесозаготовках я отработала четыре месяца».

Так и Нина вместе с другими девушками заготавливала лес, а по вечерам садилась за свою тетрадку, брала химический карандаш и под свет керосиновой лампы аккуратным почерком записывала частушки…

Листая страницы пожелтевшей тетради, и вчитываясь в её строки, перед нами предстают образы людей, живших в тот трудный период истории нашей страны, которые умели работать, радоваться и смеяться, не смотря ни на что.

Читая и перечитывая эти записи, я поразилась оптимизму:

Бей блох, комаров,

Чтобы не кусалися.

Эх, бей всех врагов,

Чтобы не мешалися;

непреодолимой воле, любви к жизни этого замечательного поколения, которое для нас есть и будет примером на долгие годы.

Комментарии