Связующая нить во времени - ХранителиРодины.рф

Исторический путь своей великой страны мы привыкли иллюстрировать масштабными событиями (сражения, войны, революции), развитием крупных городов, деятельностью значимых исторических лиц. Поэтому процесс образования Московского княжества, например, или строительство Петербурга зачастую известны нам гораздо лучше, чем история родного края, того городка или села, в котором мы родились и выросли. Но ведь история любого государства соткана из тысяч историй людей, живущих на его земле. Эти истории связаны общими процессами, общими настроениями, пережитыми трудностями, совместно выкованными победами. Точно множество разноцветных нитей, сплетенных в одно красочное полотно. И каждая из этих нитей важна, каждая – бесценна. «Связующая нить во времени» – это не только название школьного краеведческого музея, но и его концепция: восстановить, сохранить и бережно пронести через поколения историческую правду о развитии родного села, спрятанного в сибирской глубинке.

Меж двух озёр…

Богата история нашего села, интересны его традиции и культура.

Во второй половине XVIII века в живописном уголке сибирской земли, между двух озер – Северным и Полуденным – появилось небольшое поселение Лялино, которое и дало начало селу Лянино. Есть версия, что его основали переселенцы, прибывшие с уральской реки Ляли.

Озёра были богаты рыбой, в лесах хватало зверья, грибов и ягод вдоволь, земель для хлебопашцев – тоже. Село быстро росло и со временем село стало центром Лялинской волости. Во многом лялинцы были первыми:

 Первая в районе церковно-приходская школа была построена в Лялино в 1882 году.

 В 1919году в селе был создан первый в районе волкомбед как орган новой советской власти.

 В 1933 году в селе открылась первая в районе МТС.

Небольшое сибирское село мужественно пережило все тяготы и испытания, посланные судьбой. Драматические события в истории России XX века коснулись и лянинцев. В музее хранятся фотографии наших земляков, принимавших участие в русско-японской войне, в Первой мировой. Внушительный архив (письма, награды, фотографии, воспоминания) собран об участниках Великой Отечественной войны. О трудовом подвиге оставшихся в тылу, о голодном военном детстве, о переселенцах из блокадного Ленинграда, о депортированных русских немцах, высланных в Сибирь – обо всем этом и многом другом можно узнать, посетив краеведческий музей в Лянинской школе.

«Нить времён»

Официальное открытие школьного краеведческого музея состоялось в ноябре 2011 года. Этому радостному событию предшествовали годы кропотливой работы, проделанной учителями и учащимися Лянинской школы.

Встречи со старожилами и ветеранами войн, запись воспоминаний, экскурсии, поисковая работа в архивах – всё это послужило основой для накопления материала, изготовления макетов, оформления альбомов и выставок. В результате было собрано и систематизировано множество сведенийо жизни села в разные исторические периоды.

Своеобразной летописью села стала подборка публикаций в районной газете «Сельский труженик» за предыдущие годы. Обобщена информация по истории колхоза, комсомола, биографии героев войны и тыла. С 2007 года в школе организован кружок «Краеведение». Его участниками собрано более шестидесяти историй-воспоминаний жителей села о трудных военных годах.

Открытие краеведческого музея стало важным событием для жителей села. Лянинцы активно сотрудничают с музеем, оказывают всевозможнуюподдержку. Старожилы села охотно делятся воспоминаниями. В дар краеведческому музеюпередаются предметы обихода и прикладного искусства, орудия труда, документы, фотографии, награды.Очень часто полученные в дар экспонаты музея становятся основой для дальнейшего исследования истории родного села.

Так случилось, например, с льняными рубахами…

Домотканый артефакт

В краеведческом музее Лянинской школы бережно хранятся женские льняные рубахи, украшенные затейливым орнаментом. Обрести находку помог случай. В 2012 году семья Скидан В.Н. переехала в усадьбу бывшего владельца - Бернацкого В.В. Когда дом стали освобождать от ненужных вещей, неожиданно обнаружили старый сундук. Изумлению новых хозяев не было предела, когда они нашли настоящее сокровище: старинные льняные женские рубахи, самотканые полотенца с яркой вышивкой! Позже удалось выяснить, что автором этого рукотворного чуда была Бернацкая (Малышева) Кристина Семеновна (1887-1975гг), бабушка Бернацкого В.В.

Рубахи сшиты из льняного полотна, которое, вероятно, было соткано в домашних условиях. Вплоть до второй половины XX века в сельских домах стояли горизонтальные ткацкие станки. Часть такого станка – кросна –тоже экспонируется в школьном музее.

Известно, что рубаха была важнейшей частью женского костюма. Первой пеленкой для новорожденной обычно служила материнская или отцовская рубашка, потому что мягкая, многократно стираная ткань не раздражала нежную кожу. До 8-10 лет костюм девочки ограничивался нательной рубахой и узким пояском. Вырастая, она вышивала на ней узоры, символы, оберегавшие её. Право на взрослую одежду получали, не просто достигнув определённого возраста, но и подтвердив взросление необходимыми хозяйственными навыками. Украшенные рубахи входили в приданое каждой девушки.

Рубаха была не только предметом одежды, но и показателем социального статуса владелицы. Замужем она или в девицах, из какого она рода, в каком регионе живет – на эти вопросы можно получить ответы, внимательно разглядывая женскую рубаху.

Домотканые рубахи, найденные в доме Бернацкого В.В., послужили поводом для одного из краеведческих исследований. Тщательное изучение материалов по истории народного женского костюма, ряд особенностей кроя этих рубах, орнамента, украшающего их, позволили сделать несколько интересных выводов.

Известно, что изначально Лянино было старожильческим селом, но со временем большуючасть его жителей составили потомки южнорусских и украинских переселенцев конца XIX – начала XX веков. Этот процесс отраженв замене одного вида женских рубах на другой. Культура старожилов значительно отличалась от обычаев и традиций переселенцев. В частности, костюм старообрядцев выделялся особой строгостью, целомудренностью, обусловленной их религиозными воззрениями. В женской одежде рукава скрывали руки до запястья, ворот рубахи обычно шили довольно высоким, так как держать женщине руки и шею открытыми было неприлично.

Фасон найденных рубах заметно отличается от вышеописанного. На ощупь полотно рубах грубоватое, тяжёлое, в еле заметных шероховатостях. Рубахи длинные, до полу. Разрез ворота прямой, застёгивается на светлую пуговицу. Рукава длинные и широкие, у одной рубашки заканчиваются манжетами, у другой собраны на тесёмочку. Манжеты и рукава украшены изящной красно – черной вышивкой: красный цвет – цвет жизненной силы – и черный, означающий плодородие. Яркие цвета, разнообразный орнамент, открытые по локоть руки были характерны для переселенцев с Украины.

Плотный красно – черный орнамент отсылает нас к мастерицам Волыни и Полесья (Украина). Возможно, Кристина СеменовнаБернацкая или ее предки были переселенцами из этих районов. А возможно, традиция южнорусского костюма к началу XX века стала ведущей среди жителей Лянино.

Так или иначе, украинская рубаха стала ярким украшением краеведческого музея в сибирском селе.

Сегодня, завтра и впредь

Казалось бы, какая малость – школьный краеведческий музей! Что он такое по сравнению с крупнейшими музейными комплексами, памятными местами России?Но музею «Связующая нить во времени» удалось стать важнейшим звеном в культурной жизни села.

Сегодня музей – это неотъемлемая живая часть школы. В нём собрано большоеколичество экспонатов, постоянно действует несколько экспозиций. Здесь проводятсяуроки мужества, вечера памяти, проходят встречи с интересными людьми, с ветеранамивойны и труда,организуются экскурсии иквесты. Ежегодно проводятся выставки народного творчества – «Бабушкинсундук», фольклорные праздники.Здесь у подростковформируются чувство патриотизма и гражданственности, опираясь не наабстрактные идеалы, а на примеры родственников и односельчан, на событияиз истории родного Лянино.

Мы живём в непростое время: уменьшается число жителейсела и количество учеников в школе. Необходимо сделать всё возможное,чтобы наше село – с богатейшей двухсотлетней историей, с ласковым,светлым названием –продолжало жить. Нужно сохранить память о тех, кто жил здесь до нас, сберечь историю малой Родины.Не обрывать связь времен, связь поколений, связь людей, объединенных хорошим, тёплым чувством патриотизма, любви и благодарности родной земле. Сегодня, завтра и впредь…

Лянинская школа - здесь расположен историко-краеведческий музей

Земляки - участники Первой мировой войны

Новобранцы. Фото из семейного архива Неваевой Ж.Н.

Макет церкви

Солдатские вдовы

Мастерица Малышева К.С. (1887-1975 гг.)

Льняные рубахи

Рубаха (крой, горловина)

Рубаха (рукав, орнамент)

Рубаха (длина в пол)

Комментарии