Забытая дача фабриканта И.Ф. Петрова - ХранителиРодины.рф

Современные жители стараются сохранить историю своего города и не меняют названия улиц. Берегут и охраняют старинные постройки. К сожалению, некоторые старинные здания спасти не удается. От старости, особенно, когда здание долгое время не реставрировалось, строение окончательно разрушается. Конечно, сегодня наш город сильно изменился, стал в несколько раз больше, по-другому выглядят здания. Появляются новые улицы. Нельзя забывать о прошлом. Об этом должны помнить современные люди. По улицам и зданиям, которые мы видим каждый день, можно узнать об истории и о жизни наших предков.

В прежние годы состоятельные ижевчане строили на берегу пруда большие и добротные дачи. Сейчас, к сожалению, сохранилась одна единственная дача на Ижевском пруду оружейника И.Ф. Петрова, которая, к сожалению постепенно разрушается.

Фабрикант-оружейник Иван Петров начал работу на Ижевском заводе (ныне  Ижсталь   и Концерн Калашников) учеником слесаря в замочной мастерской. При заводе окончил оружейную школу. Считался самым крупным производителем оружия в дореволюционном Ижевске. Четверо сыновей основателя фирмы выезжали за границу перенимать новинки оружейного производства. Со временем Петровы открыли свои магазины в городах Урала, Сибири и даже Кавказа. Сын Ивана Федоровича, Василий Петров, построил первый в Ижевске  родильный дом, а его жена, Анна Васильевна, стала попечительницей этого медицинского учреждения и женской гимназии. Иван Фёдорович был известен своим добродушием и хорошим обращением с рабочими, которых он самостоятельно обучал оружейному мастерству. Петровы жертвовали средства для строительства Покровской и Успенской церквей в Ижевске, помогали бедным и многодетным семьям.

В начале XIX столетия Ижевский пруд стал самой настоящей сплавной дорогой - производство нуждалось в дровах, а жители поселения при заводе – в строительном материале. Начало этому было положено как раз после трагического пожара 18 мая 1810 года. На следующий день после пожара руководство завода, собравшись на совещание, решило увеличить заготовку делового стройматериала. За месяц прорубили просеку, выровняли путь под лежневку, волоком тащили бревна к реке. Может быть, поэтому за левым берегом лесоучастка закрепилось название Воложка. Так пишет в своей книге «Золотой ларец» краевед А.В. Новиков, к этому же времени относит он и появление Воложки. Земли по берегам пруда были казенные, заводские. Сплав требовал огромного количества рабочей силы и налаженного производственного быта. «23 сентября 1894 года хозяйственный комитет завода решил «устроить склад на Воложке, избу для сторожей, возчиков и вахтера и контору для содержания имущества». Работы эти выполнил подрядчик – сарапульский купец Петр Порсев за 1650 рублей». На берегах пруда обосновались ижевские рыболовы и охотники в небольших избушках, а то и в шалашах. В бланках переписи 1897 года зафиксированы, помимо окрестных населенных пунктов, еще и «дачи, рыбацкие избушки». Эти строения бесконтрольно передавались от одного хозяина другому без всяких актов, перепродажа построек совершалась путем словесной сделки. Дачный бум продолжался. Были выработаны подписанные самим военным министром Куропаткиным условия, на основании которых частным лицам дозволялось устройство летних дач в Ижевской заводской части по берегу пруда. Устройство летних дач разрешалось только с разрешения Управления заводов за особую плату, зависящую от количества земли и «только лицам, служащим в заводе, для личного пользования». Каждому хозяину дачи или избушки выдавался особый билет. Постепенно на берегах Ижевского пруда обосновались для отдыха не только заводские служащие, но и местные фабриканты, так или иначе, тоже тесно связанные с заводом. Не так давно, к сожалению, была снесена бывшая дача оружейного фабриканта А.Н. Евдокимова на Юровском мысу. Ну, а самой заметной из дач на Ижевском пруду была дача другого ижевского оружейного фабриканта – Ивана Федоровича Петрова. Выстроили дачу, как написано на фотоснимке из домашнего архива Петровых, к лету 1913 года «на реке Иж и конце пруда на расстоянии 12 вер. от завода».

Дача И.Ф. Петрова стоит на правом берегу Ижевского пруда, в микрорайоне Воложка, метрах в ста от пристани. Краевед и доктор искусствоведения Евгений Федорович Шумилов так в свое время писал о дачах ижевских купцов: «Были три самые богатые дачи на Ижевском пруду: Соловьева, Петрова и Евдокимова. От первой практически ничего не осталось, кроме названия мыса. Вторая, что на Воложке, почти не изменилась, радуя глаз причудливыми изгибами шатров и балконов. Это одно из самых красивых зданий на Воложке, и даже сейчас, заброшенное, оно выглядит куда изящнее, чем выстроенные по соседству с ним в 90-х особняки нуворишей». Принято считать, что проект дачи сделал известный вятский архитектор И. А. Чарушин.

По версии жителей поселка Воложка, правый берег стал застраиваться после появления здесь дачи Петровых. После 1917 года здесь был санаторий для рабочих, а позже - пионерлагерь «Салют» для детей медработников. В наше время эта уникальная, красивейшая дача находится в полузаброшенном состоянии. Вся территория бывшего лагеря обнесена металлической оградой и производит впечатление необитаемой. Сегодня здание дачи производит жалкое впечатление – покосившиеся башенки, заколоченные двери и окна. Дом умирает. Видеть это невыносимо. Да, вероятно, этого никто и не видит. Вокруг сильно разрослись мощные тополя, которые своими кронами почти полностью скрыли затейливый модерновый «теремок». А раньше дачу было видно из далека. Внутри все еще уютно и светло. Интересная планировка — обилие жилых, кладовых комнат и закутков разного размера, вытянутости и всевозможной высоты потолков. Непривычно много окон. Сами окна разных видов, но некоторые повторяются. Покосившаяся веранда изнутри. Тут обитатели дачи пили чай из блюдца 100 лет назад и смотрели на пруд. Первый этаж тоже интересен, но все окна заколочены — очень темно. По узкой лестнице можно подняться на самый верх. Тут вообще все стены состоят из окон. Красоту потихоньку поглощают разросшиеся деревья. Дача скоро развалится, и мы лишимся ещё одного памятника. Каждый раз, возвращаясь на Воложку, мы боимся не увидеть ее больше.

Существует версия, что здание дачи перевезено с Западно-Сибирской лесной и торгово-промышленной выставки, проходившей в 1911 году в Омске. В начале XX века Омск постепенно становился крупнейшей перевалочной базой страны, куда с огромной территории собирали зерно и продукты животноводства и единым мощным потоком направляли на Урал, в Санкт-Петербург, Москву и за границу. Помимо этого, Омск к тому времени стал и крупнейшим административным центром за Уралом, самым населенным городом Сибири. Чтобы привлечь к Омску еще больше внимания со стороны мирового промышленного и торгового капитала, была организована выставка. Идея возникла в 1902 году, но ее реализации помешала русско-японская война и последующая революция. В 1908 году власти и предприниматели Омска вернулись к идее «дать наглядную картину Западной Сибири во всех отношениях: естественно-историческом, культурном, экономическом, ознакомить население с природными богатствами и нуждами края, а местное крестьянство – с усовершенствованием в области сельскохозяйственной техники». За два года к организации выставки было привлечено огромное количество правительственных организаций, частных фирм, земств и просто одиночек-кустарей.

Дача оружейника Петрова имеет определенное сходство мотивов с павильоном графа Воронцова-Дашкова "Пиво. Фруктовые воды", представленного на выставке. После окончания выставки павильон графа Воронцова-Дашкова был перевезен в город к Ильинской церкви. Павильон был установлен напротив собственного магазина на Дворцовой на месте фотоателье. Простоял там не менее 7 лет. Никакого отношения к даче павильон не имеет.

Дачи не однородны и когда мы употребляем этот термин, то нужно иметь в виду, что очень многое зависело от достатка владельцев, но есть все-таки одна особенность, которая отличает дачи от современных строений. Время. Дачи строились, перестраивались, достраивались флигели, беседки. Все это происходило не одномоментно, а в течение десятков, а то и сотен лет. И тут нужно отметить еще одну особенность русской дачи – ее целостность. Несмотря на смену хозяев, изменение моды – дача оставалась единым целым. Она могла быть полностью перестроена, могли быть построены новые здания, но все равно дача оставалась единым комплексом. Хотя дом разваливается, дача продолжает существовать. Жители поселка Воложка помнят, что именно здесь некогда росли, жили, гостили, умирали люди знаменитого рода Петровых, творившие историю нашего города. Мы, как активисты музея “Трудовой славы строительства железной дороги Ижевск-Балезину” школы №10, проводили опрос жителей поселка Воложка по поводу будущего знаменитой дачи, и ни один из опрошенных (более 500 человек) не был равнодушен. Все на вопрос нужно ли сохранить дачу, уверенно отвечали да. На вопрос, в чем вы видите ее дальнейшее предназначение, отвечали по-разному: одни склонялись к организации музея, другие говорили, что дачу нужно отдать детям и устроить там лагерь. Также мы проводили флешмоб по сохранению дачи, который активно поддержали жители поселка. Имеющаяся у нас информация о состоянии архитектурного наследия в Удмуртии наводит на несколько неутешительных выводов. Главным является то, что наше наследие продолжает гибнуть, несмотря ни на какие юридические препятствия. Неизвестно практически ни одного примера, когда бы организации или люди, виновные в утрате или порче исторически ценной недвижимости, понесли хоть какое-то серьезное наказание. Сложившаяся ситуация лишь усиливает чувство вседозволенности и безнаказанности в данной сфере. Аналогичная история с дачей. Все говорят о необходимости сохранить, интернет завален фотографиями и комментариями, но ни кто ничего не делает. Во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры, Удмуртское региональное отделение нам не утвердительно ответили о принадлежности дачи к памятнику истории и культуры. В Министерстве культуры нас познакомили с законом и предложили самим собрать документы и подтвердить, что дача является памятником культуры. И мы сделали это, теперь дачу оружейника Петрова законно считают памятником истории и культуры, она находится под охраной государства, и мы с нетерпением ждем восстановления дачи. Мы сделали все, что могли, знаменитая дача достойна второй жизни.

Теперь на весь Ижевский пруд осталась одна дореволюционная постройка – дача фабриканта И.Ф. Петрова. Любопытный факт: как и на Вятке, в Ижевске после революции новая власть национализировала все подряд. Эта же участь постигла и дачу Ивана Петрова. Ижевский оружейник вышел из простых рабочих, смог заработать миллионы и был революционерам хуже «бельма на глазу». Поэтому судьба его могла быть незавидна. Иван Петров выкупил свою свободу – оставил всё свое имущество, заплатил новым властям денег и уехал из Ижевска.

В каталоге говорится, что «оригинальная деревянная дача» построена в стиле модерн, однако очевидно, что в её облике присутствуют и элементы близкой к нему стилистики русского национального неоромантизма. Как бы то ни было, это действительно довольно интересный архитектурный объект с собственной историей, пусть и находящийся в крайне запущенном состоянии. Дача должна быть сохранена, так как она имеет национальное и международное значение. Почему? Дачу необходимо сохранить по нескольким причинам. Семья Петровых заслуживает памяти. Нужно помнить - наша столица не только родина огнестрельного оружия, но и охотничьего. Петровы и другие оружейники нашего города на международных и российских выставках доказывали превосходство своих изделий. Необходимо сохранить наследие архитектора И.П. Чарушина. И последнее, только нашей стране принадлежит такое явление как дача и культурные традиции связанные с ней. Так почему бы на примере дачи оружейника И.Ф. Петрова не показать этот пласт нашей культуры. Рассказывать, как жили наши предки, как им удавалось из простых рабочих становиться владельцами фабрик. Дворянские усадьбы и дачи – это особое явление не только в архитектуре России, но и в ее культуре.

Фабрикант-оружейник И.Ф. Петров.

Дача оружейника Петрова в начале XX века.

План-фото выставки в городе Омск.

Павильон графа Воронцова-Дашкова "Пиво. Фруктовые воды".

Дача оружейника И.Ф. Петрова в наши дни.

Комментарии