Любимый сердцу уголок! - ХранителиРодины.рф

Сегодня «ведущие позиции» занимает проблема формирования этнического самосознания, поэтому основное внимание сосредотачивается на воспитании любознательной и трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своего края. Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина – это не огромная страна, а маленький посёлок? И это – тоже Родина. Только – малая. У каждого человека есть малая Родина — место, где он родился и вырос. Для меня — это наш поселок Питляр.



1. История создания гербов



Что же означает слово «герб»? Мы обратились к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова и «Толковому словарю великорусского языка» В.И. Даля. Из них мы узнали, что:

Герб – наследственная эмблема. Присвоенная государству, городу, роду как отличие, и изображаемая на монетах, знаменах, флагах.

Герб – слово польского и немецкого происхождения и дословно переводится как «наследство».

Герб – официальный символ страны, государства, города, семьи.

Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба — стабильность, постоянство в употреблении. Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.

Специалисты по геральдике считают, что первые гербы возникли в XI-XII в. в среде западноевропейского рыцарства. Рыцари с головы до ног были закованы в металл: шлемы, кольчуги, латы, наколенники, щиты, сапоги. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, передавались от отца к сыну и получили название гербов, которые являлись символами достоинства и чести. Позднее появились корпоративные (гербы ремесленных цехов, купеческих гильдий, университетов, учреждений, церковных объединений и др.), затем городские, территориальные и государственные.

В России сначала появился герб государственный.

В XII веке при царе Алексее Михайловиче в России появились первые городские гербы. У каждого городского герба тоже было свое особое наследство. На небольшой площади герба лаконично отображалась информация о красоте и богатстве земли, о ратных и трудовых подвигах, о народных сказаниях, легендах, о жизни и занятии горожан.

На гербе отражалось историческое, легендарное прошлое города, его экономическая жизнь.

Часто на гербе изображали животных и птиц, деревья, солнце и луну, звезды, огонь и воду, оружие. Чаще встречались изображения легендарных и мифических животных и птиц: дракона, птицы Феникс, единорога, пегаса, грифона – зверя с туловищем льва.



2. История происхождения селения «Питлор»



«… И раздался в небесах страшный грохот, казалось, земля закачалась. Многотысячными стаями птиц пронеслись лохматые тучи в разные стороны. А рядом с селеньицем что-то тяжёлое и неповоротливое обрушилось на землю… Великий бог, Нум Турам спустил на землю своего посланца «Ялань ики», чтобы помочь людям селенья.

Если подниметесь на крутолобый холм, и взберётесь на высокую ель, то увидите вы распластавшегося великана: два истока в верховье – две ноги,

расширение берегов – абрис гигантского живота, длинные протоки – две вытянутые руки, сужение длинного русла – горло. А голова – священный остров – Ем пухар….

…И поведал шаман народу:

…Подсказал мне Великий Бог наречь этот сор – именем Питлор – Сором, упавшим с Неба…».

Так повествует хантыйская легенда о возникновении в устье сора маленького селения Питлор. Первые люди пришли на эти места в 1-ом тысячелетии до новой эры. Об этом свидетельствуют найденные остатки древних поселений эпохи раннего железного века – городища Питлярское, а также Питляр – 2 (эпоха средневековья) и Питляр – 3 (ранний железный век). Все эти археологические памятники расположены на правом берегу Питлярского сора, в устьях небольших ручейков, впадающих в сор.

В 1990 году в результате раскопок экспедиции под руководством С.Т. Пархимовича (г.Тюмень) было обнаружено большое количество фрагментов керамики, изделия из бересты и кости, глиняная скульптура водоплавающей птицы, обломок одной зооморфной фигурки, напоминающей голову лося, наконечники стрел. (экспонаты школьного музея ФУК).



2.1. Описание герба села Питляр

«В серебряном поле лазоревая оконечность и поверх всего со смещением влево - прямо восстающий и обернувшийся вправо черный медведь в золотой ладье, обращенной прямо; в лапах медведь держит косвенно слева золотую острогу, пронзающую хвост вогнутого и обращенного вправо и вверх серебряного муксуна».





2.2. Обоснование символики герба села Питляр.



Старинное село Питляр, основанное в 1898 году, расположено на левом берегу реки Большая Обь. Со дня основания села и по настоящее время основным занятием местного населения является охота и рыболовство.

Герб села представляет аллегорию, в которой человек в образе медведя – хозяина тайги занимается рыбной ловлей. Эта аллегория – символ связи прошлого с настоящим. Медведь – символ силы, превосходства, неутомимости и надежности.

У наших предков существует культ медведя. В его основе лежала вера людей в родственную связь с животными. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах. Проводились праздники «Медвежьи игрища». Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности.

В эпосах и легендах многих северных народов образ медведя ассоциируется с высшими силами, с проявлением их активности. Так, например, высший бог Нум Турам отправил на землю в медвежьем обличье своего сына для покровительства людям. В поверьях народа ханты медведь ослушался Бога, потому и оказался низвергнутым с небес. Медведя величали «Апсие» (брат), «Пупи» (сын бога). Поэтому медведь в гербе села Питляр может восприниматься как образ, связанный с названием села, поскольку «Питляр» в переводе с ханты языка «питты – упасть», «питы – чёрный» означает – упавший, «лор» в переводе с ханты языка – сор. Упавший с неба – образовал сор.

Муксун – «живое серебро», символ рыбных богатств реки Обь, сора и озер. В настоящее время муксун занесён в Красную книгу. 2017 год объявлен годом экологии, поэтому местное население занимающееся рыбалкой должны с пониманием отнестись к проблемам экологии.

Серебро – символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения.

Лазурь – символ реки Большая Обь, а также символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Золото – символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.

Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.

Авторская группа:

идея герба: мотив сюжета значка посвященного 100-летию села Питляр (автор неизвестен), Константин Моченов (Химки), Алексей Привалов (Москва);

художник: Роберт Маланичев (Москва), Ирина Соколова (Москва);

компьютерный дизайн: Ирина Соколова (Москва);

обоснование символики: Вячеслав Мишин (Химки).

Герб села утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования село Питляр от 12.11.2009 за № 111.

Герб села Питляр внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 5759





3. Анализ и интерпретация исследования



Мы провели анкетирование-опрос среди учащихся начальных классов: всего приняли участие в анкетировании 25 школьников.

1.Знаешь ли ты о происхождении села Питляр?

2.Что такое герб?

3.Почему именно такой символ был выбран?

По данным анкетирования (см. диаграммы №1,2) было выявлено, что 56% учащихся не знают, почему именно такой символ (герб) был выбран для нашего посёлка Питляр. Но 88% учащихся от общего числа хотели бы узнать о гербе, почему был принят этот символ и о происхождении села.





В ходе работы мы изучили литературу Р.Ругина «Легенды и мифы народа ханты». Читали периодические издания, вырезки из местной газеты «Северная панорама». Рисовали герб села, сделали игру-пазлы «Собери герб».

Согласно легенде происхождения села Питляр, можно сказать о том, что изображение медведя на гербе – хозяина тайги, «апси» связано с историческим прошлым нашего села и есть взаимосвязь прошлого и настоящего.

Герб села Питляр является отличительным знаком села. Герб может помещаться на фасадах зданий местного самоуправления, предприятий находящихся в муниципальной собственности, на бланках, наградах главы села. Также герб может использоваться в краеведческих изданиях села.



Выводы

Хантыйская легенда гласит о возникновении в устье сора маленького селения Питлор. Образ медведя, посланника с небес ассоциируется с высшими силами, с проявлением их активности. Герб села представляет аллегорию, в которой человек в образе медведя – хозяина тайги занимается рыбной ловлей. Эта аллегория – символ связи прошлого с настоящим.

По данным анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся желают знать об истории происхождения родного села, его символов.

Заключение

Каждый уважающий себя гражданин обязан знать историю родного поселения. В результате работы над проектом мы узнали о происхождении родного села. Приобрели знания по истории появления и создания гербов.

Наша гипотеза, что герб связан с названием нашего села Питляр,

подтвердилась. Изображение медведя в гербе села Питляр может восприниматься как образ, связанный с названием села, поскольку «Питляр» в переводе с хантыйского языка «питты – упасть, уронить», «питы – чёрный», «лор - сор». Упавший с неба – образовал сор. Согласно легенде происхождения села Питляр, можно сказать о том, что изображение медведя на гербе – хозяина тайги, «апси» связано с историческим прошлым нашего села и есть взаимосвязь прошлого и настоящего.

Мы любим свой посёлок и гордимся тем, что здесь живем. Нам нравится, что он растет и облагораживается, становится таким красивым и современным. А работа над проектом сплотила нас и помогла нам еще больше узнать об истории малой Родины, нашего села Питляр.

Родина – это самое дорогое, что есть у каждого человека! И нельзя не гордиться своей малой Родиной, зная её историческое прошлое, развивая настоящее и заботясь о будущем своего края! Работая над нашим проектом мы сочинили строки о гербе:

Наследство наше означает герб.

Оно – как воздух, как вода, гранит.

И как огонь нам в жизни очень нужен.

Историю, надежду он хранит

Всему народу стал он ближе!











Комментарии