Первые поселенцы - ХранителиРодины.рф

В работе исследуется процесс заселения деревни, с какими трудностями столкнулись первые жители, рассматривается жизнь деревни на длительном периоде времени

Первые переселенцы

В 25 километрах от районного центра – Сорокино – среди лесов и полей расположена моя малая родина – деревня Покровка. В своем рассказе я расскажу о возникновении, развитии и сегодняшнем дне моего родного села. Считаю, что это будет интересно моим сверстникам , а также останется интересный краеведческий материал, который можно будет использовать в дальнейшем на уроках истории, для сообщений на внеурочных занятиях.

Еще задолго до Столыпинской реформы среди крестьян ходила молва, что где –то за Уральским хребтом есть много свободной ,плодородной земли. А живут там вольные, свободные люди. И вот из Полтавской, Черниговской , Херсонской ,Киевской губернии потянулись в Сибирь люди. Труден был путь в этот незнакомый край. Правительство выделило для добровольцев –переселенцев 50 кубометров делового леса, льготные банковские ссуды, на 5 лет освободило от уплаты налогов.

И на месте дремучих лесов в Сибири стали образовываться деревни. Одной из таких деревень и стала моя родная деревня – Покровка. Сторожилы нашего села Котова Евдокия Потаповна, Бахмач Лукерья Алексеевна вот что рассказывали об образовании деревни. Котова Евдокия Потоповна приехала в Топольскую губернию в 13 лет. Вот как она вспоминала это время

« В 1904 она вместе с родителями приехала в Сибирь. С ними приехали и другие семьи- родственники: Луста, Кимеевы, Луценко. Родственники держались вместе и всех их приписали к одному месту. Только к осени переселенцы добрались до указанного места. Наступила зима и первым жителям пришлось сразу испытать на себе всю суровость сибирского климата. Но люди вырыли землянки и стали зимовать в них . А тем временем валили лес, корчевали пни и одолели суровую зиму. А летом стали ставить добротные дома. 14 октября 1905 года прибывший из Ишима священник освятил новую деревню и дал ей название Покровка, т.е. образованная на светлый праздник Покрова. К этому времени в деревни было выкопано 3 колодца, колодец возле школы, служил местом водосвятия, на нем висела лампадка на кресте.

Постепенно деревня росла. Приезжали другие семьи, дома строили по новому - пятистенки, делали плетенные сараи, где между плетнями засыпали глину. Крыши крыли 3 способами: берестой, соломой и дерном. Такие дома простояли долго- до 70 –х годов.

Украинцы –хохлы, как они себя называли, привыкали к краю, радовались, что жизнь налаживается. В хозяйствах появился скот, рабочие лошади, стали собирать много зерна. Появилось много зажиточных крестьян.

Зимними вечерами парни и девчата , молодые женщины собирались на вечерки по избам. На таких вечерках парни присматривали себе невест, невесты выбирали будущих мужей. Девушки на вечерках вышивали: кто крестиком, кто гладью, а кто вязал крючком. Считалось, что девушка должна была приготовить себе приданное, вышить будущему мужу косоворотку. Попасть в семью в Покровку считалось выгодным браком, значить семья будет крепкой, богатой, на столе всегда будет еда. До сих пор в семьях много вышитых вещей: рушников, скатерок, наволочек. Во время посиделок вели задушевные беседы, пели украинские песни, танцевали. Разговаривали покровчане на своем самобытном наречии; и сейчас их можно узнать по разговору. До сих пор употребляется украинский диалект; например: то- что, це- это, хиба-разве, рушник- полотенце.

Гражданская война

Не успела новая деревня отстроиться и окрепнуть, как началась гражданская война. Вот как рассказывала об этих событиях Бахмач Лукерья Алексеевна. « По нашим землям несколько раз проходили войска Колчака и красной армии под командованием Блюхера. А в селе Малый Кусеряк располагался штаб банды Петра Шевченко. Он часто наезжал в деревню, а войска колчака забирали в обоз продовольствие, а в отряды мужчин. Многих покровчан спас от рекрутчины разбушевавшийся в 1919году тиф, а вот Луценко, Давыденко попали к Колчаку в обоз. Бои шли вокруг Покровки: окопы были на Спиридовом лугу, на Корытьковом поле, в лесу на 5 –ой точке. Кое-где они сохранились до сих пор. Бабушки вспоминали, что на Покровском кладбище были похоронены красноармейцы зарубленные белыми в деревне, на 5-ой точке также женщины хоронили убитых. Но сейчас уже никто в деревне не помнит точное место. В Красной Армии служили Сысой Маломуж, братья Владимир и Николай Ладошины, Иван Никитась.

Первые коммунны

После гражданской войны жизнь в деревне стала налаживаться. В 1927 году была открыта школа в деревне. Она находилась в доме бывшего кулака, и учились в ней девочки и мальчики. В 1929 году в деревне было построено специальное здание под школу. Ее перевезли из села Кротово, что в 37 километрах от деревни. В 1930 году в школе была организована пионерская организация. В 1929 в деревне пытались создать коммуну: на общий двор свели весь скот, даже мелкую птицу. Но коммуна существовала не долго. В 1936 году был создан колхоз « Бедняк», а затем и второй колхоз « Красный партизан» в честь пришедшего с фронта партизана Ивана Никитося, он и стал первым председателем. Не обошло Покровку и раскулачивание. Много семей пострадало от этого. Многие не вернулись из ссылки, были раскулачены, расстреляны кто в Омске, кто в Ишиме.

Великая Отечественная война и послевоенный период

В предвоенные ,военные годы жизнь в деревне была тревожная и тяжелая. Все силы были брошены на борьбу с врагом, как с внутренними , так и с внешними. Людей часто сажали в тюрьму, в годы войны работали не жалея сил. После войны появилась надежда ,что будет лучше. В 1949 году в деревне появилась семилетка. В 1954 году активно шло освоение целинных и залежных полей. А тракторист Самылин Николай Романович был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Наше время

В конце 70-80-х годов в связи с изменением экономической ситуации в стране , происходят изменения и в нашем селе. Экономические показатели падают, люди начинают разъезжаться из села. А когда закрыли среднюю школу население села резко сократилось ,в деревне остались жить одни пенсионеры.

Из множества объектов работавших раньше на селе остался садик, клуб и магазин. Трудно сейчас живут покровчане, но надежда еще остается. Жители верят, что вернутся хорошие времена и наша деревня будет жить, а мы в ней, потому что без Родины человек жить не может.

Комментарии