Рукодельницы нашей деревни
Рукодельницы деревни Горки Перемышльского раона Калужской области, Горки, Калужская область
История развития вышивки на рушниках, мастерство прядения в своей деревне имеет большое познавательное краеведческое значение, является частью истории района. В работе впервые была углубленно рассмотрено искусство вышивания мастериц нашей родной деревни. В будущем эти знания помогут школьникам и многим любознательным людям ответить на интересующие их вопросы, связанные с искусством рукоделия. Автор выяснил об обрядах, связанных с рушниками, рассмотрел искусство изготовления старинной крестьянской одежды. Положительным моментом работы является её практическая направленность. Использование этого материала возможно в работе с детьми в учреждениях образования, библиотек, на уроках естественно-научного направления, в работе краеведческого музея.
На земле много красивых мест и городов со звучным названием. Это Москва и Волгоград, Санкт- Петербург и Севастополь. Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. За каждым названием – славная история нашей Родины. А вот другие Петровское, Ильинское, Борищево. Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них! Не отыщешь этих названий на карте. Затерялись они где-то в российской глубинке. Сёла и деревни России! Как их много! И все они неповторимы и сказочно красивы! Земля наша Перемышльская испокон веков славилась своими добрыми мастеровыми, одарёнными людьми, создававшими своими руками сказочную красоту. Почти в каждом селе есть «золотых рук мастера». Горки не исключение.
Актуальность:
Считаю, что тема исследования актуальна, т.к молодое поколение, пользуясь новыми достижениями не знает многое из прошлого наших бабушек и дедушек. Забыли мастерство наших предков, настоящих народных умельцев. А ведь может случиться так, что через несколько лет не останется в нашей деревне людей, которые могли бы нам об этом рассказать.
Решив принять участие в краеведческой олимпиаде, посетили наших односельчан, которые являются настоящими умельцами своего дела и бережно хранят предметы своих предков. Тепло и добродушно встречает гостей хозяйка дома, Антонина Андреевна Маслова- моя бабушка. В деревне Антонину Андреевну с гордостью называют мастером народно-прикладного искусства, создавшей превосходные образцы вышивки на рушниках, радующих взгляд родных и близких, односельчан и жителей района. В доме Антонины Андреевны,.в красном углу, который называли святым, стоят иконки, бережно накрытые домотканым рушником из холста. «Вырезы ткались на холсте по образцу. Концы рушника украшены вышивкой из разных ниток и разноцветных атласных лент» .(Приложение1).Рушников огромное множество. Сохранились свадебные рушники. На свадебном рушнике мы видим расшитых красивых петухов.( Приложение2 ). Птички означали собой семейное счастье, верность, любовь. Сохранились «союзные», «дружные» рушники, их преподносят свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).) Ещё один важный вид рушника – рушник «хлебосольный». На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой « пасхальные» рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей. Рушники «блинники». Антонина Андреевна является постоянным участником проводимых в школе и в сельском Доме культуры праздников, таких как « Масленица», «День села», где она с удовольствием рассказывает об обрядах, связанных с рушниками. Особенно радуют расшитые бабушкой «рождественские», «троицкие», рушники на «рождение» , которые расшиты красивыми красными розами. с разнообразным орнаментом .Цветы, ветви, кусты – все это означает стремление вверх, к Богу – пожелание младенцу долгой и процветающей жизни. Вся коллекция рушников деревенской рукодельницы подарена в дар школьному краеведческому музею « Преданья старины далекой», который открылся в нашей школе в марте 2019г. .и рушники моей бабушки радуют глаз посетителей. (Приложение3)
Проживала в нашей деревне еще одна мастерица, Игнатова Анна Федоровна, которая своим и руками шила простую крестьянскую одежду. Воспоминания хранятся в школьном краеведческом музее
В книге Гринковой Н. П. нашли описание женской рубахи «Верхняя часть рубахи сшивалась из покупной ткани, а пришивали к ней «стан» из домотканного полотна. Шили рубахи и из целого полотнища от ворота до подола. Отсюда и название – «проходница» . Такую рубаху называли одностанка – сшитая женская рубаха из одного полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Собирались у запястья складкам и украшали не всякую одежду, а только праздничную и одевали в самые торжественные дни» . Анна Федоровна рассказывала, что поверх рубах носили еще поневу. Наш учитель истории Е. А. Морозова привезла поневу ее бабушки Изотовой Александры Ивановны, 1911 года рождения, которая проживала в д. Стайки Хвастовического района. Понева, как и домотканные рубашки были подарены в дар нашему музею и мы знакомим гостей с рукодельем мастериц. (Приложение 4) Теперь у нас есть возможность поучиться мастерству наших деревенских рукодельниц. В музее есть прялка на которой пряла пряжу Анна Федоровна. (Приложение5) Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех работ. Деревенская рукодельница Низянтий . В А. проводит в нашем музее «Мастер классы», как пряли на старинных прялках в старину. Посетили нашу старейшую жительницу Дерябкину М. Ф., которая несмотря на свой возраст, продолжает прясть. «Глазки мои стали не те, да руки не слушаются » посетовала при встрече Мария Федоровна. Мы попробовали прясть , но не все получается у нас так красиво, как у настоящей рукодельницы. У нее руки золотые и ниточка выходит тоненькая, искусная. Мы очень гордимся, что у нас создан краеведческий музей в котором собран материал об искусных рукодельницах нашей деревни и все желающие, которым интересна история своего края могут поучиться мастерству деревенских рукодельниц. В день пожилого человека , мы пригласили в наш музей жительниц нашей деревни, где они поделились воспоминаниями прошлых лет, рассказали многое о традициях и обычаях деревни. (Приложение 6).
Одним из исследуемых вопросов был вопрос о том, остались ли в селе такие люди, не растеряли ли мы свои древние традиции. Выяснили, что много вышитых вещей можно увидеть в домах старшего поколения: иконы украшены рушниками, столы застилаются вышитыми рушниками. Об этом нужно знать. Их творчество следует активно пропагандировать и возрождать в селе. Нельзя забывать то, что из поколения в поколение сохраняли наши предки. Мы выяснили, что работы мастериц из д. Горки разнообразны, в них отчётливо просматриваются черты, характерные для вышивки Калужского края. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание своих предков, своего края помогает лучше ценить настоящее, воспитывать любовь и уважение к людям. Нужно любить свой край, свою малую Родину. Любовь надо воспитывать. У каждой реки есть исток. Маленький ключик, с которого все начинается. Я думаю, у каждого человека ключик этот - родной край, где человек родился и вырос. Чтобы воспитать настоящего гражданина нашей Родины, необходимо знать историю своих предков, воспитывать уважительное отношение к предметам старины.
Список источников и литературы
I. Источники
1. Опубликованные
Гринкова Н П.// Одежда западной части Калужской губернии».\\ Материалы по этнографии. Т.3. Вып. 2.. стр 7
2. Неопубликованные
Игнатова А. Ф.., 8.02.1916 г. р., д. Горки, Перемышльского района, Калужской области, записаны 28.03.2014г. ученицей 7 кл. Смирновой И.
Маслова А16.03.1948 г.р 2.. д. Горки, Перемышльского района, Калужской области, записаны 8.10..2020г. ученицей 11кл. Масловой А.
М.Ф. Дерябкина М. Ф 2.02.1939г.р. 4.10.2020г д. Горки, Перемышльского района, Калужской области, записаны 8.10..2020г. ученицей 11кл. Масловой А.
Комментарии