Традиции, уходящие корнями в далекое прошлое - ХранителиРодины.рф

Мы познакомимся с одним из древнейших народных промыслов лозоплетением, которым занимались наши предки. Этот вид творчества возник раньше, чем металло- и деревообработка. Оказывается, в нашем городе было развито лозоплетение и это народное ремесло сохранилось до наших дней.

Плетение из лозы - древний вид творчества. Оно возникло раньше, чем металло- и деревообработка, что определено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.

Известно, что в Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. Художники в эпоху Возрождения сохранили на своих полотнах совершенство интерьера и быта, сплетенного из ивового прута: повозки, колыбели, корзины, шкатулки, хлебницы, которое было достигнуто в Средние века.

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетения. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости. Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель (кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и т.д.), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки) и пр. Во время Великой Отечественной войны окультуренные плантации ив, заросли рогоза пришли в запустение. Мастерские и фабрики по производству плетёных изделий были разрушены. После окончания войны, в период восстановления народного хозяйства вновь стали открываться при промкомбинатах цеха плетёных изделий, восстанавливались ранее действовавшие фабрики. Началось создание плантаций.

В 80-ых годах XX века в нашем городе Мариинском Посаде был древкомбинат. Это было самостоятельное предприятие. Он выпускал плетеные изделия из лозы: плодоовощные корзины, бельевые, ягодные, грибные кузова и т.п. Так же на этом предприятии делали мебель – столы, стулья, детские кровати, диваны и др. Сырье здесь было собственное, получаемое путем выращивания американской лозы на острове Козин на Волге (прямо напротив города Мариинский Посад). Американская лоза отличается большой гибкостью. Работники комбината заготавливали ее весной вовремя сокодвижения. Зимой ивовые прутья кипятили в специальных чанах, после чего они становились эластичными и годными для работы.

Кроме предприятия в городе, был еще филиал древкомбината, расположенный в деревне Малое Маклашкино. В 30-е годы здесь размещалась артель имени Чкалова. Ее члены унаследовав от отцов и дедов навыки лозоплетения, делали из ивовых прутьев небольшие плетеные кресла, диваны, кресла-качалки, санки. Название изменилось, но традиции остались. До конца 80-ых годов в Малом Маклашкине в двухэтажном здании комбината плели не только корзины, но и сухарницы, вазы для фруктов, различные предметы быта.

В районной газете «Наше слово» я прочитала статью «Лозоплетение и берестяное творчество», в которой говорилось о народных промыслах (Приложение 1). Встретилась с автором статьи Соболькиным Вячеславом Алексеевичем (Приложение 2). Он работает в государственном автономном профессиональном учреждении Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум». Здесь с 2003 года с целью повышения качества подготовки рабочих кадров для деревообрабатывающей отрасли, создан многопрофильный ресурсный информационно-образовательный центр «Город ремесел»

Народные промыслы развиваются в зависимости от наличия того или иного природного материала, а в Чувашии вдоль рек – сплошные ивовые заросли. Здесь испокон веков изготавливали бытовые изделия из ивового прута – лозы. Не случайно и в странах Прибалтики развито лозоплетение: там тоже много ив. Но в Чувашии ива мягче. Вообще, для плетения подходят 140 сортов ивы, растущих по всему миру. Вячеслав Алексеевич рассказал нам о распространённых прикладных искусствах: плетении из лозы и бересты. Рассказал о том, как сам, закончив художественно-графический факультет Чувашского педагогического института им. И. Я. Яковлева (ныне университет) и двадцать два года проработав на авторемонтном заводе, стал трудиться мастером производственного обучения и самостоятельно научился работать с лозой (Приложение 3). Вячеслав Алексеевич говорит, что у ивы древесина высокой плотности. Она уникальна тем, что не требует обработок – полировок и пропиток. Практически единственная древесина, которая не разбухает, когда набирает влагу и не расщепляется, когда её теряет. «Я не знаю другой древесины, которая могла бы восстановить свои первоначальные свойства после варки – сушки. Снова мочишь и снова сушишь, и так несколько раз – а её чем больше мочишь, тем крепче и эластичнее она становится», - делится своим мастерством Вячеслав Алексеевич.

Еще один мастер лозоплетения - Соломонова Светлана Семеновна. У нее на практике узнала, как заготавливают лозу. Без внимания нельзя оставить и то, что иву сажают даже на территории техникума, и сами ухаживают за ней. Оказывается, заготовку лозы, обычно, ведут в период сокодвижения, но бывает и в зимнее время. Период сокодвижения для средней полосы России - это март, апрель и август, сентябрь. Заготовленная в другое время лоза имеет недостаточно хорошее качество. В весеннее время может наблюдаться нарушение глянцевого покрова, а в летнее - не вызревшие верхушки веток. Лоза высшего качества может быть лишь из вызревшей древесины. Это период от сброса листвы до начала сокодвижения. Затем лозу варят: заливают лозу кипятком, а затем доводят все это до кипения и варят не менее 20 минут. И уже после сушки убирают кору. (Приложение 4)

Инструменты для промысла не требуют больших расходов: остро заточенный небольшой нож, кусачки, отвёртка или шило. Для окорения вываренной ивы, необходима щемилка. Щемилку лучше всего делать из твердых пород деревьев, но, при их отсутствии можно использовать дерево любой породы. Попробовали с друзьями сами сначала разобрать готовые прутья одинакового размера (Приложение 5). Оказывается то очень просто. Потом расщепляли лозу на три части специальной щемилкой (Приложение 6).

Но на этом подготовительные работы не заканчиваются. Еще надо расщепленную лозу распрямить (Приложение 7). Теперь лоза готова для начала плетения. Она стала плоской, как лента. Но для того, чтобы начать плести, нужно узнать все о технике плетения. Этому может научить хороший мастер. Светлана Семеновна показала как нужно работать, и мы попробовали сами (Приложение 8).

Светлана Семеновна сказала, что многие считают, что иметь дома плетеную мебель не только красиво, но и полезно. «Дерево – оно тепло свое отдает. Мы говорим про угрожающую здоровью экологию, а сами покупаем мебель из ДВП – строительного мусора. А представьте мебель из лозы солнечного цвета. Особенно естественно смотрится плетеная мебель в детской комнате. В одной медицинской передаче говорили, что новорожденным младенцам очень полезно находиться в зыбках из ивовых прутьев. Не зря же наши мудрые предки плели колыбели для своих детей. Ивовую кору, да и саму древесину, давно используют в медицине, помогает ива и при ревматических болях», - говорит Светлана Семеновна.

Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения, следуя традициям, которые передаются из поколения в поколение.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются не только красотой, но и пользой. Как говорит Вячеслав Алексеевич Соболькин, чтобы изделие получилось красивым, оригинальным и необычным, надо подходить к его изготовлению творчески и с душой.

При определенном опыте и сноровке, мастер может украсить свое жилище уникальными плетеными изделиями, внести в свой обиход атрибуты, сплетенные из лозы собственными руками. Бесспорно, плетеные изделия, по уровню исполнения могут доходить до уровня настоящих произведений искусства. А если учесть нулевую стоимость исходного материала – то это вообще замечательно.

Радует, что традиции мастеров продолжают жить в современном мире. Несмотря на научно-технический прогресс, старинные народные промыслы продолжают развиваться. Этому есть доказательство - два замечательных мастера своего дела – Соболькин В.А. и Соломонова С.С.

Сохранившиеся до наших времен произведения искусства можно увидеть в музеях и на выставках, коллекциях самих мастеров, а можно и самому попробовать себя в этом нелегком деле (что мы и сделали). Работая над изготовлением плетёных изделий, мы учим историю развития лозоплетения, традиции, уходящие корнями в далекое прошлое Родины. Сама природа подарила людям прекрасный материал для плетения – ивовый прут. Изделия из лозы словно дышат природой, теплотой земли, и солнца. Со временем изменялись и совершенствовались приёмы изготовления плетёных изделий, но сохранились неизменно виды плетения. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Каждому новому мастеру не надо было заново создавать образ изделия, его усилия были направлены на то, чтобы улучшить исходный образец, сделать его занимательнее, не отступая от принятых норм. При этом каждый мастер работал по - своему, отличными от других методами.

Так же мы заметили, что плетение из лозы хорошо тем, что к нему проявляют равный интерес, как женщины, так и мужчины. Для мужчины вроде бы не серьезно заниматься вязанием или вышивкой (хотя это чистейший предрассудок), а вот плетением из лозы – в самый раз. В то же время, плетение не требует титанических физических усилий и им вполне успешно занимаются женщины, дети, пенсионеры.

Хотелось бы сохранить память о прошлом и рассказывать о том, что народные традиции продолжают жить в современном мире



Комментарии