ИСТОРИЯ ЗОЛОТЫХ ПРИИСКОВ ВИШЕРЫ - ХранителиРодины.рф

Мы давно привыкли к клише, что «…своим рождением наш город обязан строительству Вишерского бумкомбината». Но, как выяснилось, это не совсем так. Конечно, в советское время была удобна именно такая позиция, поскольку предполагалось, что в Красновишерске - в этом советском раю - будут жить рабочие и служащие Красновишерского ЦБК. По крайней мере, так говорится в пропагандистской статье под названием «Здесь будет город-сад» - она была опубликована в газете «Красная Вишера» в июне 1932 года.

А ведь была еще подлинная история Вишерского края, о котором советские газеты предпочитали молчать или просто упоминать вскользь. Да, речь идет о великих исследователях и исследованиях нашего края в середине XIX века, золотых приисках, о строительстве Кутимского и Вижаихинского заводов и многом другом.



Сегодня мой рассказ о золотых приисках Вишеры. Тема щепетильная. Ведь история золота – это всегда история человеческой алчности. В общем, в своем материале по возможности обойду тему «Где искать?», чтобы не возбудить нездоровый интерес. В данном случае будет рассказано о золоте Кутима, о других местах – просто умолчу.



Хотелось, конечно, озаглавить публикацию «Вишера. Золотая лихорадка», но правильнее все-таки назвать «История золотых приисков Вишеры».



Начинаем свое путешествие во времени. Известно, что в марте 1859 года Правительство России разрешило розыски и разработку золотоносных россыпей в Чердынском уезде. Но еще до получения формального разрешения, с начала февраля 1859-го многие старатели составили партии и отправились в Чердынский уезд, где в построенных на скорую руку балаганах – в ожидании дозволительных свидетельств на розыски – разместили своих людей.



В материалах тех лет горные мастера пишут: «Есть-ли золото въ Чердынскомъ уѣздѣ? вопросъ, на который, въ настоящее время можно отвѣчать до нѣкоторой степени удовлетворительно. Восточный склонъ Урала, безспорно, богаче золотосодержащими пріисками, на золото положительно есть и здѣсь, какъ показали развѣдки, сдѣланныя въ 1859 году. Содержаніе опредѣлить трудно, какъ потому, что золотоискатели не охотно говорятъ объ этомъ, такъ и потому, что дѣйствительное содержаніе въ новомъ мѣстѣ* можетъ быть опредѣлено только настоящими работами, а не развѣдками;—но золото есть; этого скрыть нельзя. Говорятъ, что въ нѣкоторыхъ площадяхъ содержаніе, доходитъ до 70 долей при толщинѣ пласта въ аршина и при шурфахъ въ 2 аршина».



В 1859-1860 гг. на Вишеру немедленно явились и доверенные разных лиц – около 140 человек, которые занялись разведками золотосодержащих россыпей. Кто заявлялся на золотые прииски? Разные купцы, в частности, купец из Елабуги Ушков, купец с Печоры Калашников, купец из Сибири Резанов, крупный золотопромышленник Иван Асташев. О последнем расскажем в отдельном материале, ведь в 1840 году за «неусыпную и общеполезную для России деятельность» и в пример другим золотопромышленникам Иван Асташев был даже награжден бриллиантовым перстнем с вензелем императора.



Известно, что от Асташева в Земский суд на разработку золотых приисков на Вишере поступило 45 заявок, от Резанова и Компании – 35 заявок.



В 1862 году на Вишеру приезжал горный мастер, работавший на Асташева. Он сделал удивительно подробное описание золотоносного месторождения: «…Раздѣливъ людей на три партіи, я послалъ двѣ на развѣдку рѣчекъ, впадающихъ въ Кутимъ, а самъ съ 15 рабочими отправился на развѣдку Саменки. Въ три дня добили два шурфа до почвы. Одинъ въ началѣ россыпи, другой на половинѣ. Въ первомъ оказался золотоносный пластъ толщиною въ 30 четвертей, наноса или пустой породы 16 четв. съ общимъ содержаніемъ золота въ 25 долей отъ ста пудъ. Второй шурфъ: пластъ золотоносный въ 10 четв., наносъ въ 12 четв.; общее содержаніе въ 45 дол. отъ ста пудъ. Отъ этого шурфа на 200 саж. выше добили еще шурФъ;—пластъ оказался толщиною въ 10 четв., наносъ въ 12 четв. съ общимъ содержаніемъ содержаніемъ въ 70 долей отъ ста пудъ. Порода состояла изключительно изъ діорита и ноздреватаго маслянистаго кварца; почва изъ глинисто-иловатаго слоистаго сланца, который стоялъ ребромъ, и поверхность его была окрашена желѣзнымъ блескомъ. Получивъ такіе отличные знаки, я послалъ заявку въ Чердынь 27 июня, а партію съ Семенки перевелъ на развѣдку другихъ рѣчекъ. Это была первая моя заявка…».



Казалось бы, золотая история Вишеры должна начаться… Однако в этом же году специальная разведка заявленных приисков все-таки показала весьма неблаговидные надежды на золотопромышленность в нашем крае. Только пять компаний приняли отводы приисков (всего 16 площадей). Все прочие золотопромышленники бросили Чердынский уезд и исключительно занялись разведкой в Верхотурском уезде.



Впрочем, это еще не конец, к началу XX века на р. Кутим уже разрабатывалось пять приисков: Спасский, Уральский, Успенский, Правосудный и Александровский. Кроме того, существовало два золотых прииска на р. Улс в пос. Золотанка.



Все мы знаем легенду о том, что хозяева Кутимского завода - Волжско-Вишерское Общество - нелегально добывали вишерское золото и вплавляли его в чугунные слитки, чтобы тайно вывезти его вниз по Каме, а там и до Нижнего Новгорода. Весной по большой воде одна из барок, на которых перевозили чугун по р. Вишере, разбилась о береговой камень, и все чугунные слитки затонули. Хозяин-француз лично выезжал на место аварии, страшно негодовал и сулил большие деньги тому, кто добудет их со дна, но баржу так никто и не нашел. Говорят, до сих пор люди, найдя чугунную чушку, разбивают ее в надежде обнаружить золото.



Кому-то рассказанное покажется сказкой, но косвенное доказательство того, что французы все-таки вывозили золото с Вишеры, есть. Какое? Александровский железный рудник, где добывался железный блеск, одновременно являлся и золотым рудником. Так неужели французы оставили бы без внимания драгоценный металл? Сомнительно. Но документов, подтверждающих, что Волжско-Вишерское общество занималось золотом, все-таки еще нет.



Остается добавить, что до революции на севере Красновишерского района добывалась большая часть прикамского золота (900 кг в год). На реках Улс и Велс в россыпях встречались самородки золота весом до 400 г. К лету 1918 года золотые прииски в верховьях р. Вишеры и ее притоков были национализированы.

Комментарии