Славные страницы истории железнодорожного узла Фаянсовая
Железнодорожный узел Фаянсовая, Киров, Калужская область
На перроне станции Фаянсовая стоит памятник - паравоз, посвящённый славному трудовому подвигу железнодорожников узла. Кто были эти славные люди? О некоторых из них рассказывается в этой статье.
Славные страницы истории железнодорожного узла Фаянсовая
Когда-то на месте железнодорожной станции Фаянсовая был дремучий лес, и нельзя было предположить, что в начале 30–х годов ХХ века за несколько лет на пустынном месте будет воздвигнут железнодорожный узел, депо для ремонта паровозов, и возникнет настоящий поселок.
Фото 1. Здание железнодорожного вокзала ст. Фаянсовая со стороны платформы
Железнодорожный узел Фаянсовая и микрорайон с одноименным названием находится на незначительном расстоянии от центра города Кирова Калужской области и географически связан с Нижним районом, где располагалась Песоченская фаянсовая фабрика, ныне завод АО "Кировская керамика".
Строительство узла Фаянсовая совпало с началом реконструкции железнодорожного транспорта СССР. Поселок Песочня (с 1936 г. город Киров) оказался на пересечении важных транспортных линий Вязьма-Брянск и Сухиничи-Рославль. В 1931 г. в 3-х км от Песочни на болоте начинается отсыпка земляного полотна под станцию, паровозное депо и поселок железнодорожников. Этот год можно считать началом истории развития железнодорожного узла Фаянсовая.
В первое время на строящейся станции Фаянсовая было всего три небольших домика, два барака для рабочих, временная столовая, помещение дежурного по станции и маленькое помещение здравпункта.
Строительство велось в тяжелых условиях. Главная трудность состояла в нехватке техники. Основные орудия на строительстве - кирка, лопата, тачка. Из новшеств был лишь экскаватор на рельсовом ходу «Ковровец». К декабрю 1933 года на станции было завершено строительство паровозного депо и уже в 1935 г. поток поездов через станцию резко увеличился в связи с принятием в эксплуатацию железной дороги Сухиничи-Рославль. Так на картах нашей страны сформировался новый железнодорожный узел - Фаянсовая, находящийся на одном из важнейших транспортных направлений.
О трудовых и ратных подвигах железнодорожников Фаянсовой безмолвно свидетельствует памятник - паравоз, встречающий всех приезжающих на перроне вокзала. Этот памятный знак был установлен 30 декабря 1983 г к 50-летию образования узла Фаянсовая. На паровозе не случайно укреплена металлическая плита с надписью: "1934 (слева). 1984 (справа). 50 лет. Труд паровоза велик, труд паровоза славен!» Ветеран - паровоз ФД20-1799, ставший памятником, символизирует славные страницы истории железнодорожной станции Фаянсовая.
Фото 2. Паровоз-памятник на платформе у здания железнодорожного вокзала (Ветеран - паровоз ФД20-1799, ставший памятником, символизирует славные страницы истории железнодорожников станции Фаянсовая)
Время внедрения в эксплуатацию депо Фаянсовая совпало с рождением стахановско-кровоносовского движения на железнодорожном транспорте. О том, в каких нелегких условиях рождались первые рекорды, велась напряженная борьба за повышение скоростей и объемов перевозок народнохозяйственных грузов, осваивалась новая техника, постоянно росло профессиональное мастерство и уровень подготовки рабочих кадров можно узнать из газеты фаянсовских железнодорожников "Сталинский призыв", созданной в конце 1935 г. Публикации газеты помогают восстановить историю многих сторон жизни узла и станции. На страницах газеты находили отражение партийная, комсомольская и культурная жизнь отделения, деятельность других общественных организаций. Редакция газеты широко освещала стахановско-кривоносовское движение на отделении дороги, писала о достижениях отдельных машинистов депо Фаянсовая – Романовского, Щевелева, Грохотова, Никуличева.
Фото 3. Паровозное депо железнодорожного узла Фаянсовая
Степан Яковлевич Грохотов (1899-1960) - "гвардеец стальных магистралей". Более сорока лет он трудился на железнодорожном транспорте, пройдя путь от рассыльного и чернорабочего до профессионала высочайшего класса – машиниста паровоза, внесшего заметный вклад в эксплуатацию солидной машины. Наряду с талантливыми паровозниками Романовским, Речицким, Костиковым С. Я. Грохотов стал зачинателем и распространителем метода кольцевой езды. Беря его опыт на вооружение, бригады машинистов Анчишина, Барменкова, Герасина в октябре добились рекордного пробега – более 15 тысяч километров. Это было гигантским достижением фаянсовских железнодорожников в масштабах страны, безусловной победой. Инициатива передовых рабочих – кольцевой метод – в течение 1936 года широко распространилась на стальных магистралях. Паровозное депо Фаянсовая, где Грохотов стал уже начальником, по праву было пионером и маяком соревнования сети железных дорог Советского Союза.
Другим достижением паровозников с Фаянсовой стало вождение тяжеловесных составов. С. Я. Грохотов и здесь приложил свое умение, талант руководителя для широкого внедрения метода в повседневную практику. Его последователями стали лучшие машинисты депо И. Боровиков, Н. Герасин, С. Коротков, А. Музалевский и многие другие.
С. Я. Грохотов стал первым на узле орденоносцем – был награжден орденом Трудового Красного Знамени (позже к этой награде прибавился еще ряд других, среди них – орден Ленина). С. Я. Грохотов был избран делегатом XVII Всероссийского Съезда Советов, принявшего в январе 1937 года Конституцию РСФСР.
Каждый номер газеты «Сталинский призыв» рассказывал о новых трудовых достижениях железнодорожников. Хороший трудовой настрой, высокие темпы соревнования привели к резкому росту числа ударников. Если к 1 апреля 1938 г. здесь было 495 стахановцев, то на 1 февраля 1940 г. их уже стало 1340 человек, из них 87 коммунистов. К началу войны десятки фаянсовских паровозников имели престижные правительственные награды.
В военное время железнодорожная линия Вязьма-Брянск, проходящая через узловую станцию Фаянсовая, имела первоочередное значение для оперативного взаимодействия всей можайско - ржевско - вяземской группировки противника с его войсками, действовавшими в районе Брянска, Орла и Курска. Однако наша 10-я армия перерезала железную дорогу Вязьма – Брянск в районе Киров – Людиново. Январское наступление 1942 г. в районе Кирова проходило в очень трудных условиях. Крепкие морозы чередовались с сильными метелями. Глубокий снег затруднял маневренность войск. И все же 330-я стрелковая дивизия под командованием Г.Д. Соколова (одна из лучших дивизий 10-й армии), наступая, быстро уничтожала мелкие немецкие отряды врага между Сухиничами и Кировом, с небольшим боем заняла станцию Фаянсовую (в бою был ранен только один боец разведроты) и с ходу освободила Киров (11 января 1942) с прилегающим к нему районом Воскресенск – Погребки – Большие Желтоухи – Манино – Погост. На станции Фаянсовой были захвачены большие трофеи: 36 паровозов, 129 вагонов, 36 платформ, 7 платформ с разобранными самолетами, 29 вагонов с боеприпасами и много другого военного имущества, в том числе подарки из Германии солдатам, воевавшим на Восточном фронте.
Удержание района Кирова сыграло большую роль в период отражения 10-й армией сильного контрудара противника со стороны Брянска на Сухиничи в январе 1942 года и в операции прорыва армии Белова.
Станция Фаянсовая неоднократно подвергалась вражеским налетам и бомбардировкам. 13 марта 1942 г. девять самолетов противника дважды бомбили депо Фаянсовая, сбрасывали бомбы с пикирования, стремясь уничтожить два бронепоезда, которые действовали у разъезда Щигры и станции Фаянсовая (27 апреля 1942 г. их придали 330-й стрелковой дивизии).
В сооружении бронепоезда активное участие принимал работник депо, еще один «стахановец» железной дороги, Петр Алексеевич Никуличев (1913-1942). Когда орудия были установлены и команды орудийных расчетов были подобраны, в первый рейс бронепоезд повел он. Много рейсов было совершено в сторону станции Шайковка, где в то время сильно укрепился враг. 3 марта 1942 г. на мосту перегона Ужать — Фаянсовая на бронепоезд налетели немецкие самолеты. В коротком бою осколком авиабомбы машинист Никуличев был убит. Друзья похоронили П. А. Никуличева на территории Фаянсовского энергоучастка.
Фото 4. Могила железнодорожника – паровозника П.А. Никуличева (1913-1942)
Много лет прошло со времен Великой Отечественной войны, но подвиги железнодорожников не забыты. В празднование 60-летия Великой Победы над фашистской Германией на территории ПМС-332 был открыт мемориал железнодорожникам локомотивного депо Фаянсовая, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
На памятном знаке надпись: "Вечная память труженикам локомотивного депо Фаянсовая, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, от работников локомотивного депо и путевой машинной станции Фаянсовая. 2005 год". Один из элементов мемориала – легендарный автомат ППШ (пистолет-пулемет конструкции Шпагина), который наряду с танком Т-34 называют "оружием Победы".
Фото 5. Мемориал железнодорожникам локомотивного депо Фаянсовая.
Бережно относясь к нашему прошлому, важно стать достойными его продолжателями, сохранить память о родной земле, о ее людях. Ведь даже такие небольшие поселения, как Фаянсовая, имеют свою уникальную историю благодаря ее простым жителям - труженикам и героям – защитникам. Наш моральный долг помнить и рассказывать об этом юному поколению.
Комментарии