Малая родина - ХранителиРодины.рф

Балансу одно из десяти сел тейпа билттой имеет глубокие корни в истории развития Чечни и чеченских сел.

Балансу одно из десяти сел тейпа билттой имеет глубокие корни в истории развития Чечни и чеченских сел.

Село Балансу Ножай-юртовского района Чеченской Республики, расположено на административной границе с Республикой Дагестан.

Названия села тюркоязычного происхождения и состоит из двух слов «Балан» и «Су». По преданиям в этих местах водились дикие животные похожие на зубра и назывались они по местному Була. «Булан-хи», что означает «Булан-Су» «Вода или Родник Була». Этот родник сохранился и в наши дни в центре села. Само село ныне расположено на левом берегу реки, название которого происходит из тюркоязычного, Яман-Су, Вон-хи, Плохая-река.

История основания села уходит корнями в глубь веков. По свидетельствам старейшин, по исследованиям прямых и косвенных фактов, можно предположить, что село основано в последней четверти XVI или первой четверти XVII вв. За это предположение говорит и то, что при разборке мечети в селе была снята каменная плита с датой заложения данной мечети и по христианскому летоисчислению получалось он заложен 1723 году.

Предание гласит, что в те далекие времена, человек по имени Iима или Iами выходец из тейпа Билттой проживавший, по предположениям в окрестностях нынешнего села в собственном хуторе, скорее всего на правом берегу реки Ямансу или Аксая, забрел в лесную чашу в поисках домашнего скота. Уставший и мучимый жаждой он разгреб руками влажное место и выгреб ямочку. Присевший пока наберется вода, Iами уснул и когда проснулся увидел, что вода вовсю разлилась. Напившись, он отметил себе обстоятельство, что здесь много фруктовых и ореховых деревьев, вода бьет ключом, а также много корма для скота. Вскоре он со своими домашними перенес свой хутор сюда и расположился возле родника. Позже перевел сюда и своих родных и близких. Так было положено начало основанию села. За тем он же уговорил своих однотейповцев хуторян переселиться сюда для совместного проживания. Так вскоре здесь оказались владельцы хуторов человек по имени Мака – живший до этого предположительно в местечке Маки-Боьра и другой по имени Мача живший на правом берегу реки Ямансу в местечке Мачи-мохк. Уговорив их переселиться они начали вести хозяйство, при этом сохранив свои прежние хутора и земли, лежащие вокруг них за собой, как общинные владения рода, клана или некъи. Являясь представителями тейпа Билттой из тукхума Нохчмахкхой, они не могли не состоят в кровном родстве между собой. Именно они и явились родоначальниками трех некъий, которые составляют основную часть населения данного села. Позже сюда в с.Балансу начинают переселятся их единотейповцы из других хуторов поселений. В силу различных обстоятельств как кровная месть, установление брачных союзов, братания (дуйнна кхачораш) здесь оказались билттой и из других некъий, но одного ваьра. Позже бурные события поднимали людей из насиженных мест и заставляли переселяться по всем селам Билттоймохка, так здесь оказываются в разное время представители тейпов «Беной», «Ц1онтарой», но селообразующим остается тейп Билттой, основав одно из старейших из 10-ти билтоевских сел. Билттой, один из крупных тейпов в Чечне, ведет свое начало от потомков берс-…. Предание гласит один из его сыновей (здесь Билтто) впервые поселился в здешних местах. У Билтто было 2 сына Яи и Ита (по другим источникам три сына и дочь-Марза, третьего сына звали З1ока). Эти три сына и основали три ваьта: Яйбухой, Итбухой, З1окбухой.

Долгое время село оставалось без названия, пока не помог случай. В то время к роднику (вполне вероятно и раньше) приходило на водопой животное Була (скорее всего Зубр) и отпугивало людей, представляя реальную угрозу. Не сумев отвадит его от места водопоя, постепенно люди-сельчане свыклись с тем, что оно приходит в определенное время и говорили «Напоите скот и наберите воду пока Була не пришел к роднику» «Була хит1е ялле хи эца, я хи маладе бежанна». Так, наверное и появилось название Булан-хи которые вскоре прижилось и стало названием села.

В последующем разрастаясь село укрупнялось как за счет выходцев из местных фамилий, так и пришельцев из других мест и тейпов.

Основными отраслями хозяйства, надо предполагать, были земледелие, скотоводство, охота и частичное ремесло. Сеяли большей частью кукурузу, так как она являлась самой не прихотливой культурой при таких климатических условиях. Из животных держали в основном овец, коз, крупный рогатый скот, но и это обеспечивало всем необходимым такое маленькое общество состоявшее из 500-800 душ населения обоего пола. Кукуруза, выращиваемая на небольших полях, в основном использовалась для перемола и откорма убойного скота при нагуле. Тем более если учесть, что оттуда долгое время приезжали в Балансу на сезонные сельхоз работы и арендовали участки и поля, у местных общинников для возделывания, постепенно, учащая такие формы выполнения работ задерживались здесь. В итоге они становились членами общины, перероднившись с коренными жителями села.

Строительство сельской мечети и основание джамаат в 1723 году дает право предполагать, что к указанному времени село Балансу – Булан-хит1а, уже сложилось со своими устоями, твердо организованной общиной и организацией управления, установившая формы и правила жизни и быта села, нормы поведения, адаты и устав. Исследование или изучение истории одного отдельного села в отрыве от всеобщего хода бурной жизни тогдашней Чечни, невозможное занятие. Потому и Булан-хит1е и его жители, естественно являлись участниками событий, происходившие в беспокойном XVIII веке Чеченской истории.

Чеченские вольные общества, болезненно воспринимавшие всякое посягательство на свободу и устои, могли воспламениться от любой искры. А продвижение русских экспедиций со стороны перешедшего под протекторат России аварского ханства, никак не могли проникнуть в Нохч-мохк, минуя Балансу, который стоял у Врат свободного края. Потому можно объяснить то, что у многих старожилов села еще до недавнего времени можно было в украшениях изготовленных снашиванием монет, встретить медали и монеты тех времен, по иному бы, на вопрос : «Откуда?». Часто слышался ответ: «Остались от предков».

Это еще одно свидетельство того, что Балансу находилось в гуще тех бурных событий.

Таким же активным участником Балансу включается и в народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в XIX в. В силу своего географического расположения селу одним из первых приходилось принимать удары экспедиции русских войск, направленных на подавление освободительного движения в Нохчмахке.

Так на призыв легендарного Бейбулата Таймиева откликнулись и балансуйцы,выслав отряд вооруженный силами общины в количестве 22 всадников во главе с Девлетби, членом Мехка Кхеташо. Это было в 1825 году. В период с 1825-1836 гг. отряд из Балансу участвует в составе во главе с Бейбулатом в различных сражениях, как в Герзель-Ауле, Аксае.

После предательского убийства 1831 г. Бейбулата, отряд вливается и полностью поддерживает движение под предводительством Ташов-хаджи Саясанского и до его последних дней участвует во всех сражениях, к тому времени как внушительное подразделение. За преданность и храбрость Ташов-хаджи проявлял к отряду благосклонность и всегда покровительствовал им за то, что они первыми вступили и выдержали натиск карательной экспедиции 1836 года полковника Пулло, направленного против Ташов-хаджи.

В сражении у с. Балансу, у местечка где ныне расположено кладбище «1аьржа кешнаш», Ташов-хаджи по преданию совершал намазы на небольшой сопке на берегу р. Ямансу, у подножья с. Балансу, и с тех пор место это называют «Хьаьжи барз» и является святым местом.

Второму разрушению с. Балансу подвергся, когда генерал Граббе, во главе экспедиционного отряда, совершил поход по селам рек Аксай и Ямансу, на этот раз отсюда были взяты аманаты.

В 1843 году умер Ташов-хаджи, балансуйцы идут в похоронной процессии не последними, что подтверждает об особом расположении этого Великого человека к ним. После его гибели, отряд балансуйцев уже численностью до 200 человек, во главе с наибом Шамиля Гойтемиром, жителем с. Балансу из тейпа центарой, вливаются в армию имама Чечни и Дагестана.

Так сегодня балансуйца можно встретить и в Урус-мартане, и в Шалажах, в Соьлжа-юрте и Суьйр-корте (тем более если учесть обстоятельство, что Тапа Чермоев является представителем Мачинекъи упомянутых выше), в Гудермесе, Шелковском районе, в Герзеле, Ишхой-юрте и Кошкелдах, в Ойсхаре и даже в Дагестанских селах, таких как Нефтекачка, Бамат-юрт, Хамат-юрт, Хасав-юрт и других населенных пунктах. Эти переселенцы, как они утверждают, вышли из с. Балансу, еще во времена Шамиля. Одни спасаясь от преследований, другие от нужды. Обстоятельство, что сельчане принимали активное участие в антиколониальном движении в XVIII-XIXвв. доказывает, что балансуйцы твердо определились в отношении религии. Они уже давно исповедовали ислам суннитского толка, который привил и укрепил у них Великий Ташов-хаджи Саясанский, известный в народе как Воккха Хьаьжа, которого воины Балансу защищали в сражениях против русских военных экспедиций.

Проповедуемый здесь ислам накушбандийского тариката, Шафии Мазхаба. Традиционный для Чечни и Дагестана накушбандийский тарикат (дорога, путь) проник в село из Дагестана.

В 30 годы, когда строились коллективные хозяйства страны, Балансуйцы активно включились в общее дело страны и помогали поднять колхоз, не жалуясь на трудности. Вместе обрабатывали земли колхоза, выращивали колхозный скот, одним словом трудились во благо Родины.

Наступило лихолетье 1944 года. Началась депортация народа Чечено-Ингушской АССР. Несмотря на трудности, перенесенные в пути в Среднюю Азию и Казахстан, жители нашего села не утратили человечность. По истечении 13 лет проведенных в чужих краях люди смогли вернуться в родное село, которое было заселено дагестанцами.

В настоящее время село живет своей обычной жизнью. Люди доброжелательны, общительны, всегда готовы прийти на помощь. Село газифицировано, построена новая мечеть, новая школа, проложен асфальт по центральной улице.

Комментарии