Отблеск прибрежной Италии - ХранителиРодины.рф

Поселок Павлищев Бор расположен в 50 километрах к западу от Калуги и в 30 километрах от Юхнова, на излучине реки Течи, притоке Угры. Здесь расположен памятник истории и культуры второй половины девятнадцатого века – «Усадьба Ярошенко». Печальна судьба этого благородного строения, прошедшего все стадии разорения и деградации. Сегодня усадьба приближается уже к той степени распада, за которой начинается гибель, полное исчезновение памятника культуры. Однако она продолжает притягивать наши восхищенные взоры, и вызывает интерес у историков и краеведов.

Усадьба прежде называлась Степановской и принадлежала во второй половине 19 века Елизавете Платоновне Ярошенко, урожденной Степановой, в первом замужестве Шлиттер. Известно, что история этого поместья началась еще в четырнадцатом столетии, когда бояре Степановы за активное участие в борьбе с великим княжеством Литовским получили сотни десятин земли на русско-литовской границе. Во второй половине 18 в. один из наследников Степановых прибыл в своё имение Мещовского уезда Смоленской губернии и приступил к застройке усадьбы. В Атласе Калужского наместничества 1782 г. на этом месте указана деревня Степанчикова, принадлежавшая Вере Борисовне Лопухиной. Деревянные строения усадьбы неоднократно горели и не сохранились до наших дней. Однако все существующие на сегодняшний день каменные постройки имения относятся к концу 19 века , так как второй муж Елизаветы Платоновны, брат знаменитого художника-передвижника, Василий Александрович Ярошенко , по профессии инженер-технолог, перестроил усадьбу по своему проекту, сам возглавив строительство дома-дворца в Степановском-Павлищеве. Он организовал на месте производство кирпича. Весь остальной материал привозили издалека, доставляя на станцию Бабынино, а оттуда за 20 верст на лошадях. По свидетельству крестьян, в Степановское – Павлищево хозяева приезжали только на лето, и усадьба именовалась «Лесная дача». Зиму супруги проводили в Италии, где у них была вилла ( т.к. здоровье у Василия Александровича было слабое – он болел туберкулезом).

Архитектурный комплекс зданий расположен в живописном месте на левом берегу небольшой речки Течи, от которой усадьбу отгораживала белая кирпичная стена с въездными воротами, увенчанными фигурами оленей. Он состоит из главного дома, дома управляющего, небольшого здания с мезонином, утилитарных надворных построек, расположенных строго по периметру усадьбы и представляет собой не что иное, как образец архитектурного ансамбля, во всем продуманного, рассчитанного и чрезвычайно гармоничного. Композиционным центром усадьбы является барский дом, построенный в стиле итальянской виллы: со множеством башенок, красивых веранд, балконов, террас, с которых открывается вид на реку и на хозяйственный двор. Считается, что дом напоминает итальянскую виллу и является копией собственного дома Ярошенко в прибрежной части Италии, неподалеку от границы с Францией. Заслуживает интереса общая планировка поместья, объединенность жилой и хозяйственной частей, органично вписывающихся в старинный парк. Хозяйственный двор имеет замкнутую планировку. В состав двора входили: людская, каретный сарай, конюшня для рысаков, птичник, свинарник, коровник, конюшня для рабочих лошадей, склад, дом управляющего. Судя по развитости и обширности хозяйственного двора, можно прийти к выводу, что усадьба была крепкой, дело было поставлено рационально, велось разумно и приносило немалый доход.

Река Теча здесь перекрыта в нескольких местах плотинами и превращена в цепочку прудов. Перед барским домом всегда была масса цветов. На душистые цветники состоятельная хозяйка имения Елизавета Платоновна тратила по 12-15 тысяч в год, выписывая лучших садовников из Италии и Франции. Богатая скульптура, украшенная некогда главную террасу усадебного дома, а также отдельные фигуры животных на крыльцах и у входов в здание, ныне утрачены. Усадебный парк с множеством беседок имел регулярную планировку - до сих пор можно проследить направление нижних липовых аллей, где в некоторых местах были установлены классические статуи. Одна из длинных аллей вела от главного дома к сообщавшейся с рекой купальне, сооруженной в романтическом стиле, в виде развалин старого рыцарского замка с готическими башенками и стенами.



К сожалению, не сохранились первоначальные интерьеры здания и внутренняя отделка помещений усадебного дома, и лишь по воспоминаниям жены известного русского поэта Максимилиана Волошина, записанным им в 1926 году в дневнике, можно представить их прежнее изящество. «Подъезд к дому занят японским газоном. В Степановском имении были удивительные комнаты,-рассказывала Мария Степановна Волошина:

«Столовая очень светлая-желто-золотистая с лепнинным потолком и оригинальным паркетом, который украшали срезы сосен, с дорогими картинами.

Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон, которые выходили на широкий луг. В уютной гостиной висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко, брата Василия Александровича, его знаменитая «Курсистка»,(написанная мастером в 1883году и находящаяся сейчас в Калужском областном художественном музее) , работы Мясоедова. В одной из комнат дворца на стенах были написаны иконы. Потом шла гостиная. Там висели тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная, к которой примыкала бильярдная, расписанная в помпейском вкусе.

Елизавета Платоновна и Василий Александрович были высокообразованными людьми (она-юрист без практики, он-инженер-технолог), с утонченной культурой. У них была богатая библиотека, которая заполняла две комнаты. По договоренности с издательствами они получали все книжные новинки. Через Николая Александровича Ярошенко они хорошо знали Некрасова, Успенского, который неоднократно посещал их имение. Подоконники были мраморные, разных цветов-розовые, зеленые, а над этими комнатами –наверху - была комната Елизаветы Платоновны. В ее комнате хранились семейные портреты родителей Ярошенко, хозяев Степановского, няни. Для гостей был флигель.

Сад спускался террасами к реке. Там на воде стоял домик «Арсенал», где хранились лодки, водные лыжи и т.д. Вдоль реки шла липовая аллея, а потом ее пересекала кленовая, светлая, лучистая. А дальше начинался фруктовый сад. В нижней части были гроты, подземелья, пещеры. Там было жутко».

В загородной дворянской усадьбе имелось все, чтобы жить с истинно барским размахом, ни в чем себе не отказывая, принимать, размещать, развлекать гостей. А их было очень много: многочисленные сродники и друзья-студенты живали здесь подолгу - в огромном доме всем хватало места, ведь своих детей у Ярошенко не было. Все они играли в кегли и городки на отличных площадках, затемненных липами, качались в парке на «гигантских шагах», купались в купальне и катались на лодке по р. Теча.

Зажиточные помещики Ярошенко не забывали и о нуждах крестьян своего села. Они построили в Степановском четырехклассную каменную школу и взяли её на полное обеспечение, в праздники одаривали все село пряниками и конфетами. Все это, конечно, не выходило за рамки вполне обычной, распространенной тогда в состоятельных кругах русского общества, благотворительности. Но и добрая молва тоже немало значила. Причем гласит она, что из супругов более щедрым был Василий Александрович. Это по его инициативе, когда сгорело несколько крестьянских дворов, потерпевшим выделены кирпич и лес для строительства, скот для обзаведения хозяйством.

К сожалению, нам остается пока лишь гадать, как и где окончили свои дни Елизавета Платоновна и Василий Александрович. Известно что еще до революционного переворота они покинули родное Степановское, а вместе с ним и Россию, вероятно всего, оставшись навсегда в далекой Италии.

С 1918 года в усадьбе Ярошенко размещались дом отдыха, пионерский лагерь,лагерь военнопленных поляков, детский дом, республиканский санаторий "Павлищев Бор", наркологический диспансер, после закрытия которого в течение двух лет здания не эксплуатировались.

В 1997 году постановлением Правительства Калужской области усадьба передана департаменту образования и науки с целью открытия специальной школы-интерната для слабовидящих детей, велись ремонтно-восстановительные работы. В дальнейшем было предусмотрено активное участие МНТК «Микрохирургия глаза» в лечении и реабилитации воспитанников интерната.

Дворцовая постройка, одна из самых роскошных на Калужской земле, сегодня оказалась бесхозной. Со всех сторон к ней подступают дебри зарастающего парка. Во многих местах повреждена кровля и разрушается кирпичная кладка. Погибает отделка интерьеров. Усадьба считается памятником истории и культуры и находится под охраной государства. Все это оставляет надежду на то, что когда-нибудь усадьба предстанет нам в прежнем обличии и найдет своего хозяина.

Комментарии