Легенды реки Казым - ХранителиРодины.рф

Древние хантыйские поселения вдоль реки Казым, хранят много легенд и тайн. Узнай откуда ты родом и откуда пошла твоя фамилия, каким видом традиционной деятельности занимались твои прародители

Сельское поселение Казым с населением чуть больше 1000 человек, находится в Северо-Западной Сибири. с. Казым расположено на реке Амня – левый приток реки Казыма.

Наш регион привлекателен для туристов. Люди со всего мира едут познакомиться с культурой бытом хантыйского народа. Богатая культура и люди богаты гостеприимством, широтой своей души и славятся великими делами. Люди, которые любят свою культуру, не забывают и передают последующим поколениям, ведут традиционный образ жизни. Оленеводы, рыбаки, охотники. Издавна народ ханты занимается оленеводством, рыболовством, охотой, собирательством, проживали, преимущество вблизи водоёмов, река имела большое значение в жизни народа ханты.

В с.Казым находится этнографический музей, в котором собраны уникальные экспонаты, характеризующий быт и традиции народов, населяющих казымскую землю - ханты, коми-зыряне, ненцы. Построены традиционные избушки, воссозданы древние жилища народа ханты, хозяйственные постройки, предметы промысла рыбаков, охотников, оленеводов.

Экскурсия в историю..

Хантыйские стойбища.., когда- то наполненные жизнью стоят, ждут, когда вновь возродится жизнь на их стойбище, пронесутся олени, потопчут белоснежный ягель.

Хантыйские поселения, еще их раньше они называли «юртами», которые расположены на реке Амня, проживали люди из рода Тарлиных, рода Ерныховых, рода Каксиных. Есть недалеко от п. Казым Каксинская гора, поселение рода Каксиных. Это древнее городище, вызывает до сих пор интерес археологов, историков России: Новосибирска, Екатеринбурга, уже не первую экспедицию встречает это историческое место. В 1980 году, 1992 году, в 2019 году. Археологи находят экспонаты, характеризующую эпоху той поры – предметы быта, изделия из бронзы, керамику, останки керамической глиняной посуды, ножички, наконечники стрел, украшения. Оборонительная крепость, высотой 9-10 метров над уровнем воды, окружена была рвами…

Исследователь прошлого столетия Александр Александрович Дунин - Горкавич описывает реки северного края, описывает быт, народы северной части Западной Сибири в трехтомнике «Тобольский Север»

Установлены памятные стелы, они устанавливают в местах, где жил и трудился А.А.Дунин - Горкавич. На них указана дата пребывания лесовода и выдержка с описанием места из трудов ученого. На сегодняшний день памятные знаки установлены в деревне Юильск и сёлах Полноват и с.Казым.

Богатый фольклор нашего народа сохранился в песнях, которые и исполняются на медвежьих игрищах.

Медвежьи игрища

С особенным почитанием относимся к медведю, считая его своим прародителем. У северных народов сохранился культ, священный праздник – Медвежьи игрища - проводят на нашей территории, пока есть носители культуры, передается следующим поколениям. В период советской власти, они были запрещены. Работая в Архиве Белоярского района, нашла много заметок, отчитываясь, избачи докладывали, что народ тайно посещает праздник, ходили ночами, тайно. Зрелище праздника захватывает, погружаясь в обряд, слушая песни, которые поют исполнители обряда. Смешные сценки, в которых высмеивают человеческие пороки, жадность, лень, страх, участвуют и зрители.

День Оленевода

У нас в поселке проводится ежегодный праздник «День Оленевода». В с. Казым находится одно из оленеводческих хозяйств ХМАО – Югры, куда съезжаются показать свое мастерство оленеводы со всех оленеводческих бригад. «Оленьи бега», где все умение и удаль, мастерство своего нелегкой работы демонстрируют оленеводы



Каксина Евдокия Даниловна

Я хочу вас познакомить с Евдокией Даниловной Каксиной, краеведом, любящий свою малую родину, поэтессой, любящая свой край, любовь чувствуется в каждой строчке стихотворений на родном, хантыйском языке. Евдокия Даниловна училась в Казымской средней школе, в 2008 году окончила филологический факультет Югорского университета по специальности «учитель родного языка и литературы» Первые стихи Евдокия Даниловна начала писать в школьные годы, в поэзии звучат воспоминания о детстве, о родных людях, о маме, о бабушке. До школы Евдокия Даниловна воспитывалась у дедушки и бабушки по отцовской линии.

Именно они научили любить природу, видеть в ней всю красоту, всё живое и пользоваться ее волшебным языком. Евдокия Даниловна является знатоком фольклора и традиционной культуры ханты и активно делится своими знаниями через статьи и фольклорные сборники с читателями.

Обряды, связанные с рождением ребенка в хантыйской семье.

Односельчане уважают Евдокию Даниловну, обращаются за помощью во в разных жизненных ситуация, она всегда приходит на помощь. Провести обряды, связанные с рождением ребенка, узнать в кого из умерших родственников, воскресла «душа» родившегося ребенка, когда этот обряд не проведен и не определено, в кого душа воскресла, ребенок плачет, беспокойный. У мужчин ,по поверьям воскрешается душа 5 раз, у женщин 4 раза. Семейные обряды в традиционной культуре народа ханты существуют и в наши дни, молодые родители прислушиваются к советам взрослых, родителей и стараются соблюдать, ведь в них заложен глубокий смысл, направленный на здоровье и благополучие семьи, детей. У ребенка в семье, при рождении, получается четыре мамы, родная мама, "пукан анки- досл. Перевод с хант.яз."пупковая мать", раньше, когда не было больниц "пукан анки" присутствовала на родах, та которая отрезала пуповину. А ребенка называли "пукан пух" или "пукан эви".

"Алтум анки"- "несущая мать" которая несла из родильного дома домой ребенка". "Пярн анки"- крестная мать. Пока ребенок маленький мамы оберегают его, оказывают знаки внимания, вырастая, он становится помощником, помощницей. Родители сами назначают своему ребенку "социальных" родителей, приглашают в гости , дарят подарки. Таким образом, ребенок, если оставался сиротой, он не оставался один,его обязательно брали «социальные» родители.

Стойбища по реке Казым

В названиях стойбищ, хантыйских поселений по реке Казым - хантыйские топонимы, хранят в себе множество сведений, которые требуют интерпретации. Они имеют разный возраст, так как создавались многими поколениями.

Выезжая на р. Казым мы едем вверх по течению, недалеко нас встречает стойбище Нярсогорт , левой приток реки Казым, селение рода Тарлиных. «Нярса корт» - потому что их предок делал отметки на дереве, за что его и прозвали «Нярса ики» - мужчина делающие зарубки. В каждом селении мы увидим избушки, лабазы, – строения на высоких столбах. Есть разные виды лабазов - священные, где храниться домашний тотем, приклады. Есть продуктовый для хранения продуктов, хозяйственный лабаз - для хранения заготовок для изделий, вещи.

«Нянь кор» - печка, сделанная из глины, где пекут хлеб, запекают рыбу. Навесы, для хранения хозяйственной утвари, рыболовецкой или оленеводческой, промысловой - охотничьей. Кораль - загон, где держат оленей.

Проезжая мимо заброшенного селения, по поверьям не разрешается оставаться на ночь в нем, т.к. считается, что он уже заселен людьми, тенями, с другого мира. Приезжая же в своё стойбище, где бывают и живут люди, но долго отсутствовали, мы обстукиваем палкой, со всех сторон дом, чтоб обитавшая в нем «нечисть» успела покинуть жилище.

Деревня Хуллор, расположенная на озере «Хуллор» (в переводе с хантыйского –рыбное озеро).- хантыйское селение, с очень сильным духом- покровителем. Садясь в лодку в первый раз, куда бы ты ни поехал, надо обязательно намочить голову, поздороваться с водным духом. Приехав же на устье хуллорской протоки, это священное место, там обязательно надо накрыть стол духу земли хуллорской Пусл ов Ики.







Проезжая дальше по реке Казым, мы попадаем святое место, – это «Сорум ов» - устье реки Сорум, правый приток реки Казым. Люди проезжая , всегда останавливаются, накрывают стол, поклоняясь духу –покровителю этой земли.«Сорум ов ики». Повязывают ткань с монетами на березу, а также бросают монету у устья реки.

Недалеко находится стойбище рода Захаровых. Про это место написал стихотворение Владимир Волдин.

Сорум ов

На Казыме яр крутой.

Он легендами овеян.

Прадеды сюда с собой

приносили дар деревьям:

деньги, идолов своих,

шкуры пойманного зверя …

Интересно знать о них,

я ведь в бога тоже верю.

На Казыме Сорум ов –

это место было свято.

Слышал я от стариков –

охраняли лес когда-то

от случайных разных бед….

От плохих людей скрывали

и за сломанную ветвь,

как за подлости карали.

Слушаю об этом речь –

очень мудро всё в легендах….

Я учусь тайгу беречь

у седобородых дедов.

Юрты «Осётные», рассказывает Евдокия Каксина, заселены были людьми из рода Тарлиных, Вагатовых. по легенде этих двух родов они считаются близкими родственниками. Их селение сильно выросло. Сыновья подрастали, становились большими семьи, на всех не стало хватать добычи охотников, ведь всегда принято делится едой, мясом, рыбой. Тогда они решили разделиться на две группы. Мужчин проворных, шустрых стали называть «Вагат ёх» так появился род Вагатовых. Более воинственных, сильных, храбрых, высокого роста, стали называть «Тарум ёх» в пер. с хант. «воинственный народ», так образовалась фамилия Тарлины. Один из братьев Тарлиных поселился вблизи открытого живуна в пер. с хант.- «ильпи», его стойбище получило название «Ильпи корт», оно находиться чуть выше юрт «Осетных».

Следующее поселение «Ай хар санхум» –"Открытого яра юрты" юрты Волдиных.

"Харсурт корт "-"Открытого промежутка юрты"— в старину проживал хантыйский род Рандымовых, в местности , где они проживали целый поворот реки был пустынным, росла одна трава.

Уже позднее , люди переехали в д. Помут, деревня находится недалеко от реки Помут, левого притока р.Казым.

Подъезжая к деревне, по дороге есть небольшая сопка «Тухат санхум» (хант.) по легенде, когда наступит время потопа, эта гора начнет расти вверх и спасутся люди, кто будет там проживать.

Деревни уже не узнать, когда- то было шумно, ребятишки учились в школе, люди работали. Школа обвалилась, дома пустые, деревня заросла деревьями. Много сказок, легенд дошли из глубины прошлого, рассказывали детям дедушки и бабушки, если непогода, снег хлопьями идет, они примечают, «что это бабушка с дедушкой всё беленькую заячью шубку делят, всю изорвали, вот и летят перья на землю.»

Едим ли уху из вкусной рыбы - щуки, то слушаем хантыйскую сказку «Как щука себе голову сделала» то всегда собираем из щучьей головы косточки, то старушку с хворостом, то весло от лодки.

Все поселения народа ханты находились вдоль рек,озер, чтоб поставить ловушки для рыб, в ягельных борах, чтоб был корм для оленей,

Идет время, течет река дальше. В период коллективизации, люди разъехались за малых поселений в п. Казым, д.Юильск.

«Юильский городок» – еще одна большая история для науки, археологов, историков, оно гораздо древнее, лет ему 800 -900, о чем свидетельствуют многочисленные находки археологических исследований. Но об этом другая история….





Комментарии