Национальный костюм-живая история - ХранителиРодины.рф

Национальный костюм – живая история



Испокон веков наша одежда отражает не только представление о прекрасном, но и дает возможность лучше узнать быт предков, понять, как и чем они жили, ведь одежда соединяет в себе множество видов ремесел и рукоделия. Национальный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.Национальные костюмы даргинцев - это легенда, та самая, что есть у каждой нации - великая историческая ценность, сохранённая, передаваемая из уст в уста, из рук в руки потомками, со временемнемного приукрашенная, но от этого не менее величественная и интересная.

Акушинский район богат разнообразием национальной формы. У каждого села свой костюм, свой наряд, который выражает этнокультуру его носителей, в нём быт и характер народа.Костюмы даргинцев были схожи с общекавказскими, горскими одеяниями. Для праздничных женских нарядов характерным являлась красочность платьев и головных уборов, а многоцветность головных покрывал и богатство украшений на них, усиливали общий вид костюма. У даргинцев исторически сложился крупный промысел - ювелирный, поэтому костюм даргинки изобиловал украшениями. Судить о человеке можно было по одежде, откуда он родом, к какой нации и социальному классу принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке, заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и памятных событиях.Покрой одежды, её орнаменты и детали, вобрали в себя индивидуальную особенность всех даргинских народов – честь, красоту и трудолюбие.

Фольклорно-хореографический ансамбль «Акуша», который существует с 1957 года, является одним из хранителей истории и культуры своего народа, своей малой Родины. На протяжении многих лет ансамбль славится своим активным участием в различных национальных и международных конкурсах и фестивалях, где зачастую занимает призовые места. Секрет такого успеха в репертуаре ансамбля, он составляет песни и танцы, обрядовые постановы, вокально-хореографические композиции, основанные на фольклорном материале и неимоверной красоте старинных национальных костюмов.

Акушинский костюм. Здесь в одежде отличительной деталью считается головной убор – «чукI», сшитый из яркой шелковой ткани в виде чепчика на подкладке, длинного, почти до подола.Платья свободного кроя шились из дорогих тканей, а сверху, большое белое покрывало до пояса, закрывало фигуру.

Гапшиминский костюм, можно узнать по платью свободного кроя, всегда подпоясанного белым матерчатым поясом; иногда концы пояса украшали вышивкой. Платье, головной убор и штаны в основном изготовляли из темной ткани (черной, темно-синей, бордовой).В целях возрождения и сохранения редкой вышивки, которая несёт сакральный смысл, в с. Гапшимасоздан кружок, охватывающий 40 учащихся, обучающихся технике «вприкреп», аналогов которой нет в мире.

Для женского костюма мугинок характерно обилие украшений, нашитых по всему переду длинного платья – рубахи довольно свободного кроя. Головное покрывало темного цвета, поверх которого часто надевался шелковый платок темно-бордового цвета. На ногах - чувяки.

Тантынский костюм – туникообразное платье-рубаха, низ рукавов и подол которого, украшен полоской, сшитой из разноцветных треугольных кусочков ткани, чаще всего парчовой. По переду нашивались монетки, цепочки, мелкие украшения. Покрывало оранжевого цвета надевалось поверх чухто, богато украшенного тесьмой, монетами и мелким жемчугом.

Сургинский костюм в основном темно-бордового цвета. Низ рукавов и платья отделаны полосками ткани тёмно-синего цвета изолотистой тесьмой. В состав нарядного варианта костюма обязательно входит нагрудник с нашитыми на него монетами. Низ переда украшен серебряными украшениями. Поверх чухто одевали покрывало черного цвета. Обувь - сапожки из войлока.

Костюм балхарки имеет свои характерные особенности. Свободное платье-рубаха из тафты бордового, фиолетового или красного цветов. Нагрудная часть украшалась тканевым трезубцем оранжевого цвета -древним знаком оберега. Платье обильно украшалось серебряными украшениями, а головной убор – чухта- украшалась серебряной цепочкой и монетами. Поверх нее надевали два покрывала; нижнее – белого цвета, верхнее – оранжевого. Вся одежда отделывалась галуном.На ноги надевали сапожки из войлока или кожаные чувяки.

Женщины села Шукты носили платья неярких цветов, по подолу украшенные геометрическими вставками разного цвета. Обязательным элементом костюма был широкий белый матерчатый пояс, концы которого свисали спереди. Белое покрывало, поверх которого повязывалась нарядно украшенная прямоугольная повязка и белый тканевый платок составляли главное отличие шуктынского костюма.

Усишинский костюм на груди украшен фигурной отделкой из золотистой парчовой ткани; из такой же ткани шириной 15 см. отделаны по низу рукава. Белое покрывало и чухто дополняют костюм.Мастерицы по усишинской вышивке из с. Усиша проводят мастер-классы с подрастающим поколением, возрождают вышивки-покрывала, которые носят местное название «БелкIун-кIапи» - расписанный платок.В 2018 году на Северо-Кавказском форуме «Машук» в проекте «Усишинская вышивка: возрождение, сохранение, развитие» Яхьяева МадинатКамалутдиновна выиграла грант, что является результатом работы по возрождению народных промыслов в селе.

Бутринский костюм, это платья из шелковых или атласных тканей темных оттенков, по переду сплошь украшенные серебряными изделиями, чуть ниже колен. Богато украшенный по налобной части накосник - чутхъа, черное атласное покрывало, поверх которого надевался шерстяной набивной платок, который удерживает веревочная перевязь и легкая самодельная летняя обувь или войлочная зимняя составляют наряд бутринки.

Ансамбль «Акуша», который представил дефиле в национальных костюмах Акушинского района в отборочном туре Всемирного фестиваля-конкурса национальных культур и искусств WorldFolkVision, 10 декабря 2018 года в г.Дербент, стал лауреатом I-й степени в номинации «Этнический жанр», а в финале конкурса в городе Сочи, также завоевал феерическую победу. Участницы вокально-хореографического ансамбля «Акуша» гордятся тем, что их культуру и традиции выраженные в танце, высоко оценили на международном уровне: «Одежда сама не говорит, но она влияет на душу человека, на его восприятие красоты, культуры. Не случайно у каждого народа создается своя особенная одежда, и акушинцыне являются исключением. Одежда для нас - это не просто средство защиты, это целая культура. В одежде даргиноязычных народов нет ничего лишнего, и в то же время каждая деталь имеет свое сакральное значение», - заключают хранительницы обычаев своей малой Родины.







Комментарии