Хранители малой Родины - ХранителиРодины.рф

Гунэй – удивительный край ононских хамниган, хори-бурят, представителей многих народов России – не только современное село, это – долина Онона, потомки хуннов, киданей, монголов, их самобытность, традиции и обычаи, прошлое богатейшего колхоза, мир и согласие людей разных национальностей, бередящие душу строки песен и стихов народных талантов и – труднейшие условия современности, в которых душа человека тоскует по исторической правде и пробуждает прапамять сердца.

Гунэй – удивительный край ононских хамниган, хори-бурят, представителей многих народов России – не только современное село, это – долина Онона, потомки хуннов, киданей, монголов, их самобытность, традиции и обычаи, прошлое богатейшего колхоза, мир и согласие людей разных национальностей, бередящие душу строки песен и стихов народных талантов и – труднейшие условия современности, в которых душа человека тоскует по исторической правде и пробуждает прапамять сердца.

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашем селе. Наша местность очень красива, в ней расположены замечательные исторические места. К таким, несомненно, относятся плиточные могилы, обоо- места поклонения гунэйцев , Дацан « Дэчен- Чойнхорлинг», « Этнокультурный центр « Гунэйн сэргэ» и малое архитектурное сооружение – колодец с кристально чистой водой со вкусом аршана. Они объединяют народы разных национальностей, дружно живущих на территории нашего села.

«На Гунэйской земле с 1802 года существовал один из первых дацанов. По данным 1873 года прихожан дацана было 1837 человек .Основатель первого дацана – Сэсэн Сагаан лама. Он был из рода Гунэй, ветви балтягин. Остроумный и образованный человек своего времени, он пользовался огромным уважением во всей округе. В комплекс Гунэйского дацана входили два сүмэ - Отошо и Арьябала, небольшая типография, где печатались два маленьких молитвенных сочинения: « Синдо и Санчжит-монлам», школа буддийской философии « Шойрын һургуули”. В дацане числились – 1 ширэтуй, 4 ламы по штату, 60 нештатных лам, 20 хувараков. Дацанский поселок насчитывал 27 дворов. В 1905 году в штате состояли 110 лам, в 1930- 50 лам, в 1931 году – 21 лам, в 1932 году- 5 лам. Все имущество Гунэйского дацана оценивалось примерно, в 22 тысячи 561 рублей 12 копеек, имел 4 разряда лам, им принадлежало 350 десятин земли, т.е. 6 км. Окончательно дацан был закрыт в апреле 1934 года.

В северной части села находится вновь возрожденный Гунэйский дацан. Позади – два века, годы неудач, становления, расцвета и разрушительного атеизма. Но дацан возродился, благодаря усилиям гунэйцев –патриотов своего края. И в 1997 году по инициативе верующих села был построен новый дацан, который начал отчет новой истории. И вновь у берегов прекрасного Онона сверкает золотым шпилем-ганжиром Гунэйский дацан « Дечэн Чойнхорлинг»…



Героем моей публикации является человек, который значим для нашей малой Родины. Это- председатель Территориального общественного самоуправления « Родник» СП « Гунэй» Салчак Цыпылма Раднаевна. Они вместе с мужем Нурсат Виктор Ховалыговичем занимают самую активную гражданскую позицию, являются инициаторами, организаторами и спонсорами многих значимых мероприятий и безвозмездно участвуют в решении социально-экономических проблем в нашем поселении в течение более 10-ти лет. Их по праву можно назвать « Лучшими серебряными добровольцами и меценатами. Хотя проживают в селе недавно,, но построили на свои средства много значимых исторических объектов.



1. Этнокультурный центр "Гунэйн-сэргэ" в переводе "Гунэйская коновязь"отражает традиции многих народов. Два охранных столба на входе в виде языческих идолов, а перед ними стилизованная коновязь. Есть священное место буддистов, где каждый может повязать голубой хадак Здесь проводятся различные массовые мероприятия, праздники, созданы все условия для прекрасного отдыха на живописной и экологически чистой местности.





2. В 2018 году реставрирован и восстановлен малое архитектурное сооружение « Дасанай худаг» ( колодец дацана) на территории ТОС « Родник». Восстановление и реставрация колодца имеет важное историческое значение для всех жителей поселения. Колодец был запущен более 200 лет назад на территории Гунэйского дацана. Бытует мнение, что вода в колодце освящена и имеет целебные свойства, после восстановления, вода кристально чистая и имеет вкус аршана (целебного источника.).



Малое архитектурное сооружение - это еще один прекрасный священный объект, оформленный культурно и эстетически красиво, чтобы жители нашего поселения с удовольствием посещали это место и укрепляли свое здоровье.

Такие замечательные люди живут среди нас, своими деяниями оставляют заметный след в истории нашего села, для будущих потомков.



Комментарии