"Самолёт-солдат" - ХранителиРодины.рф

В самой центральной части площади Мира расположен наш главный символ города Шилка – «Самолет-солдат». Когда-то этот самолет был на вооружении военно-воздушных сил страны.

«САМОЛЕТ - СОЛДАТ»

В самой центральной части площади Мира, где ежегодно проходят праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, расположен наш главный символ города Шилка – «Самолет-солдат».

Когда-то этот самолет был на вооружении военно-воздушных сил страны.Самолет УТИМИГ-15 – учебно-тренировочный истребитель, выполненный в двухместном варианте для учебных целей. С одним турбинно-реактивным двигателем он развивал скорость 1050 км/ч, очень высокую для того времени, мог подняться на высоту до 15200м и имел дальность полета 1400км, а с подвесными баками – 1900км. Истребитель имел мощное вооружение – одна пушке 37мм и две по 23мм.

Памятник-самолет установлен в честь наших шилкинских летчиков-истребителей, Героев Советского Союза – Соболева Афанасия Петровича, Глазова Николая Елизаровича, Бородина Николая Васильевича.

Дошёл до Берлина

Бородин Николай Васильевич родился 19 декабря 1918 г. в селе Верхняя ХилаШилкинского района. Окончил 7 классов средней школы, работал на золотодобывающем руднике в посёлке Вершино- Дарасуна, затем электросварщиком вагонного участка Шилкинского железнодорожного депо.

Была у парня заветная мечта – стать летчиком. В 1938г. Его зачислили в Шилкинский аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии.

В 1941 году окончил Харьковскую, затем Вознесенскую военные авиационные школы пилотов. Служил в частях ВВС на Дальнем Востоке.

С 13 апреля 1943 года младший лейтенант Н. В. Бородин в действующей армии. Воевал в составе 43-го ИАП. Летал на Як-7 и Як-9. Воевал на Северо-Кавказском, Степном, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском, 1-м Белорусских фронтах. Имел лёгкое ранение в левую руку.

К 7 августа 1944 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка, старший лейтенант Н. В. Бородин совершил 239 успешных боевых вылетов, в 75 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника.

В ноябре 1944 года назначен командиром эскадрильи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5316).

К маю 1945 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка капитан Н. В. Бородин совершил 265 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, в которых сбил лично 18 самолётов противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади.

После окончания войны продолжал службу в том же 43-м ИАП (дислоцировался в Германии). 24 марта 1946 года получил тяжёлые травмы в автомобильной катастрофе, 26 марта умер в госпитале города Дальгов (земля Бранденбург), 30 марта похоронен в городе Липецке (на родине его жены).

Награждён орденами: Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (03.02.1944,

11.05.1944, 14.07.1944), Александра Невского (04.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (20.05.1943); медалями.

В сквере школы №2 в 1967 году установлен обелиск, а сама школа, с гордостью носит имя Н.В.Бородина.Именем Героя названа одна из улиц нашего города, на которой расположена школа № 2 и ремонтно-комплектовочный цех вагонного депо. В родном селе Верхняя Хила, на доме, где в детстве проживал Николай Бородин, установлена мемориальная табличка.

Имя Николая Васильевича Бородина – Героя Советского Союза навечно высечено на стеле, на Аллее Героев в Липецке.

Шилкинский ас

Глазов Николай Елизарович родился в Шилке в декабре 1919 г. в семье железнодорожника. Окончил среднюю школу и поступил на работу на электростанцию и одновременно учился в Шилкинском аэроклубе.

С 1939 года Николай Глазов в Красной Армии (проходил службу в Подмосковье). В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова.

С первых дней Великой Отечественной войны Младший лейтенант Н. Е. Глазов в действующей армии. По Ноябрь 1942 года служил в 11-м ИАП, затем - в 273-м ИАП (31-м Гвардейском ИАП). Воевал под Москвой, защищал Ленинград. Осенью 1942 года Глазов был назначен заместителем командира эскадрильи 273-го ИАП, сражавшегося под Сталинградом, участвовал в боях за Сталинград и Крым.

К марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка (268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии лейтенант Н. Е. Глазов совершил 475 боевых вылетов, в 62 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 5 самолётов противника.

1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

30 июля 1943 года, командир эскадрильи Гвардии старший лейтенант Н. Е. Глазов, погиб идя на таран вражеского стервятника. Похоронен в посёлке Штеровка Луганской области.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Навечно зачислен в списки личного состава 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

С тех пор прошло много лет, но память о Герое Советского Союза Николае Глазове жива.

В городе его именем названа одна из улиц. В сквере школы № 1 установлен памятник-барельеф, а в школе № 52, где учился Николай Глазов, установлена мемориальная доска. Имя Героя долгое время носила и пионерская дружина этой школы.

В Москве в Центральном музее Вооружённых Сил установлена мемориальная плита. Имя Николая Елизаровича Глазова выбито на стеле, на Аллее Героев в Волгограде. В одном из городов Донбасса есть улица, носящая имя Н.Е.Глазова.

Приказом Министра обороны от 13 Февраля 1965 года навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 31-го Гвардейского Никопольского истребительного авиационного полка.

Бесстрашный летчик

Соболев Афанасий Петрович родился 1 мая 1919 г. в селе КыэкенШилкинского района. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал счетоводом и учился в Шилкинском аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году А.П. Соболев закончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

Войну он встретил у запасных границ нашей Родины. С июня по октябрь 1941 года служил в составе 161 / 425-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3; по июль 1942 года - в 10-м ИАП, летая на ЛаГГ-3; затем, до конца войны - во 2-м Гвардейском ИАП, летая на Ла-5 и Ла-7. Воевал на Юго - Западном, Волховском, Калининском фронтах.

Первые победы одержал на И-16 в июле 1941 года. Позднее командир эскадрильи 425-го ИАП старший лейтенант Соболев воевал на МиГ-3.

В январе 1943 года в преддверии начала операции по снятию блокады с Ленинграда 2-й Гвардейский ИАП (в котором тогда уже служил капитан А. П. Соболев) сосредоточился на аэродроме Шум. В ходе операции было произведено более 300 боевых вылетов и 27 воздушных боёв, в которых было сбито 33 самолёта противника.

6 мая 1943 года командир 1-й эскадрильи Гвардии капитан А. П. Соболев стал командиром 2-го Гвардейского ИАП.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1069).

В середине сентябре 1944 года 2-й Гвардейский Оршанский истребительный авиационный полк после тяжёлых потерь, понесённых в боях над Восточной Пруссией, был отведён в тыл на отдых и пополнение. Полк перебазировался на аэродром Олещице, расположенный в 70 км северо - западнее Львова. Здесь полк пополнился новыми самолётами и молодыми лётчиками.

А.П.Соболев получил новенький Ла-7 с надписью "Шилкинский старатель" на борту. Это был подарок его земляков.

На прииске «Кия» приискатели Домочира и Кыэкена, где до войны работал Афанасий Соболев, во внеурочное время намыли золото (4800 граммов), передали его в фонд обороны и попросили Верховного главнокомандующего И.В.Сталина подарить истребитель для их Героя – забайкальца А.П.Соболева.

Менее чем через год полк Гвардии майора А. П. Соболева отличился в ходе Витебско - Оршанской операции войск 3-го Белорусского фронта, непосредственно участвуя в освобождении города Орши (27 июня 1944 года). За что приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина 2-му Гвардейскому истребительному авиаполку было присвоено почётное наименование "Оршанский".

Итак, каков же счет нашего земляка? Только за период с начала войны до августа 1943 г. Он сделал 322 боевых вылета, провел 46 воздушных боев, сбил лично 18 самолетов противника и в групповых сражениях 7. На штурмовку и разведку немецких войск летал 67 раз, уничтожив при этом 30 автомашин, 20 пулеметных точек, 10 танков и много солдат и офицеров врага.Товарищам он запомнился как спокойный, рассудительный здоровяк с густым басом, прекрасно сочетавший личную храбрость и недюжинные организаторские способности.

После войны Афанасий Петрович продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, освоил реактивную технику.

Гвардии полковник А. П. Соболев погиб 10 февраля 1958 года при выполнении контрольного полёта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

В начале улицы имени Героя Советского Союза - Афанасия Петровича Соболева в районе площади Мира установлен памятный указатель, в его честь.

Заслуги наших Героев велики и не должны померкнуть в наши дни. Мы должны знать и помнить об их ратных подвигах в смертельной битве с врагом во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Мы гордимся боевым прошлым своих земляков, прославивших район.



Комментарии