Жизнь и судьба Дмитрия Кокоянина
Судьба директора завода, Лайский Док, Архангельская область
В 1914 году Дмитрий Ильич, сын крестьянина, был призван на Первую мировую войну. Во время боевых действий попал в плен и был отправлен на работы в Германию, где и познакомился с молодой немкой, которой было 18 лет. Анна-Мария была из обеспеченной семьи. В 1919 году началась депортация пленных в Россию. В след за любимым Анна-Мария последовала на судно, которое уходило в революционный Петроград.
Кокоянин Дмитрий Ильич родился в 1888 году в Кичменском городке Вологодской губернии. Сын крестьянина. Когда началась Первая мировая война был призван в ряды царской армии и отправлен на фронт. Во время боевых действий попал в плен к немцам и до 19191 года находился на территории Германии, где и познакомился с молодой немкой, которой было 18 лет. Анна-Мария была из обеспеченной семьи. В 1919 году началась депортация пленных в Россию. В след за любимым Анна-Мария последовала на судно, которое уходило в революционный Петроград. Девушка бежала из дома в том, в чем была. Это было последнее судно с бывшими военнопленными, которое уходило в Россию. В Петрограде Дмитрий Ильич купил ей платок, валенки, пальто и повез домой в Вологодскую губернию. Через несколько лет молодая семья переехала в Архангельск. Дмитрий Кокоянин поступил на работу в Северное морское пароходство. Зарекомендовав себя с положительный стороны и обладая хорошими организаторскими способностями в 1935 году Дмитрий Ильич был назначен начальником Лайского дока. Семья переехала в Лайский док и обосновалась в бывшем офицерском домике, который находился на территории завода. В этом здании также располагалась бухгалтерия завода и в дальнейшем детский сад. На тот момент в семье уже было трое детей: 2 дочери Мария и Нина и сын Иван. А уже в 1941 году на свет появились еще одна дочь Герта.
Именно в предвоенный период в поселке начали строить клуб, жилой дом для работников завода. Не смотря на трудные условия предприятие работало и развивалось. Уровень механизации был очень низким, оборудование устаревшим, но коллектив успешно справлялся с производственными заданиями. Намеченные планы на 1941 год перечеркнуло начало Великой Отечественной войны. Более 40 человек, в разное время в 1941 года ушли на фронт. Уходили наиболее квалифицированные работники предприятия. Взамен ушедшим на фронт мужчинам на производство пришли их жены, сестры, дети. За весь период Великой Отечественной войны на фронт ушли 120 судоремонтников, 65 из них отдали свою жизнь, защищая Родину. Среди них был и сын Дмитрия Ильича Иван. Это в их честь благодарные потомки, родные и близкие, товарищи по труду, в честь 30-летия Победы поставили в поселке обелиск Славы. Свыше 120 судов прошли докование и текущий ремонт за годы войны. Это был вклад судоремонтников в успех Победы советского народа.
В 45-ом стали возвращаться фронтовики. Улучшилось положение с кадрами. Достроили клуб, стали получать оборудование на предприятие, провели ремонт камеры дока. В 1950 году начали строить новый слесарно-механический цех. Начали строительство жилья для работников завода.
Проводилась модернизация предприятия. Завод и поселок стали жить послевоенной жизнью.
За 22 года своей трудовой деятельности, вплоть до ухода на пенсию в 1957 году, Д.И. Кокоянин показал себя способным организатором и хозяйственником, сплотившим коллектив дока в трудные предвоенные годы, в годы войны, в послевоенный восстановительный период. Люди с благодарностью вспоминают своего директора.
Комментарии