Жизнь кочевника и его мировоззренческое представление об окружающей среде обитания - ХранителиРодины.рф

Кочевничество — одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры — возникло свыше трех тысяч лет назад. На сегодняшний день все виды женского ремесла кошмоваляние, изготовление сырмаков, вышивание крючком и гладью настенных ковров — туийскизов, наволочек и подзоров сохранилось у казахов Кош — Агачского района Республики Алтай. Сохранилось и продолжается, потому что каждой девушке на выданье готовится приданое.

Кочевничество — одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры — возникло свыше трех тысяч лет назад. Эта самобытная степная культура имела древние традиции и глубокие корни.

Кочевники начали полосу великого переселения народов, сыгравшего огромную роль в истории Европы. Один из талантливых представителей гуннов — Атилла (Едил) — остался с тех времен в германском эпосе как добрый и справедливый король Этцель. Главным занятием обитателей степи было пастбищное скотоводство с сезонными перекочевками. Это подтверждает греческий географ времени Августа Стаброн (1 в. до н.э.): «Влево отсюда напротив живут скифские племена и кочевники, занимающие всю северную сторону» [Казахи, 1998, с. 268]

На протяжении долгого времени в мировой науке был спорный вопрос о принадлежности кочевых народов к мировой цивилизации и мировой культуре.

Как известный английский исследователь А. Тоинби утверждал, что «несмотря на регулярные набеги, на оседлые цивилизации, временно включающие кочевников в поле исторических событий, общество кочевников являются обществом, у которого не истории» [Ордабаев, Сыздыкова, 2007, с. 328] Отвечая на такую точку зрения, Н. А. Назарбаев в книге «В потоке истории» пишет: «Сегодня мы с гордостью и восторгом неофитов узнаем, что Казахстан является территорией, на которой развивались древние и самобытные цивилизации. Необъятные знойные казахские степи когда — то задавали ритмы огромному пространству Евразии. Диапазон культурного, политического влияния наших предков столь велик от Египта до Индии, от Европы до Китая и столь разнообразен, и, как, как показывают исторические изыскания, вполне отслеживаем и материально документирован, что это не оставляет камня на камне от дремучих стереотипов «о вековой отсталости степи» [Ордабаев, Сыздыкова, 2007, с. 328 — 329].

«Казахи — один из немногих народов, сохранивших к началу 20 века кочевой образ жизни. Это народ, сложившийся в результате синтеза трех культурно-исторических корней: иранского, тюркского (прежде всего) и монгольского (отчасти). Древние кочевые племена, стремясь освоить новый мир, чувствовали свою неотделимость от него, полную естественную гармонию с ним. Для магического мышления сакских племен порядок устройства жилища, территории страны и «космоса был един и тождественен» [Тургамбаева, 2002, с. 110]

Это подтверждается и археологическими находками. «Композиция и набор изобразительных элементов на костюме Золотого человека, найденного в 1969 году и подножия гор на берегу реки Иссык, воспроизводят троичную модель космоса. Эта модель состояла из подземного мира — низа, воды; середина — земли и верха — неба» [Тургамбаева, 2002, с. 110]. Главное назначение одежды сакского воина — возведение его в ранг солнце подобного божества.

Религиозные представление казахов-кочевников о мире отражаются в структуре культовых сооружение мавзолеев. Квадратные и круглые сооружения олицетворяются с образами земли и неба, а углы — стороны света.

Исследователи заметили, что в обрядах и ритуалах солнечного культа и скифо-сакских племен красный цвет и зеленый блеск служили символами, солнца, цветами жизни и нового рождения, подчеркивали божественность власти.

В цветовой гамме казахов белый цвет — символ высшего мира, цвет богов. В древности на белой кошме поднимали избранного хана, в жертву приносили белых конец и белых баранов. Красный цвет символизирует страсть, жизнь, энергию и цвет власти, поэтому ханы в основном носили одежду красного цвета. Среди других цветов казахи выделяют желтый цвет (сары) — цвет солнца, огня цвет высшего мира. Покидая прежнюю стоянку, казахи следовали древним традициям: верили в очистительную силу огня, поэтому кочевые народы между кострами, чтобы избавиться от действительно недобрых сил перед дорогой. У казахов есть цвет как — «ала» — «полосатый», который символизирует многоцветье мира. Такими нитками обвязываются ножки младенца восьмеркой — почитаемый аксакал перерезает путы младенца с добрыми благопожеланиями в добрый путь. Голубой — цвет неба, зеленый — цвет травы и вселенной.

Предметом особых забот кочевых и полукочевых скотоводов был юрта, самое удобное и практичное жилье, приспособленное к особенностям природы и быта. Казахских — кийз уй — в переводе войлочный дом. Казахи ставили юрты дверью на юго-восток. Юрта и ее членения, интерьер и утварь нашли отражение как в фольклоре, так и в мифологии кочевников. Сборка и разборка ее при перекочевках символизировали наступление хаоса и возрождение гармонии. Сфера юрты является маленькой копией сферы небосвода над степью. Остов — кереге ограничивает земной круг, через очаг, который находится центре юрты, откуда душа усопшео уходит в царство мертвых. Бана — длинный шест, который держит шанырак — мотив столба, подпирающего небосвод, железный кол от земли до неба. Уыки — жерди, куполообразный небосвод. Шанырак является семейной реликвией, признаком продолжения рода у казахов. Шанырак передается от поколения к поколению. Любую часть юрты можно заменить кроме шанырака.

Юрта является не только одной из древних форма кочевого жилища великой степи, но и воплощает в себе мировоззренческий комплекс кочевников. Небольшое пространство юрты четко организовано и разделялось на оси возврата и ос пола: места нахождения, позы его обитателей были регламентированы в зависимости от пола, возраста и родства. Все основные этапы жизненного цикла кочевника были связаны с юртой: знаками-символами отмечалось место для родов в юрте, особыми были юрты свадебные и траурные.

Основной функциональное назначение юрты — предоставление круга безопасности для его обитателей ритуальное ненападение юрты заключалось в обеспечении здоровья, плодородия, роста и благополучии его жителей.

По окружности шанырака (купольного круга) подвешивались амулеты-обереги — тамараша — разноцветные шерстяные шкуры — аякбау. В первой части юрты ставится кровать, которая отгораживается занавеской — ымылдык, на которую обязательно прикрепляли от сглаза перья филина.

В юрте нет перегородок, но каждая ее часть имеет функциональное назначение. Самое почитаемое место — около очага — ошак — оно является священным хранителем духа предков. Через очаг нельзя переступать, осквернять его. Вступающая перед ним невеста преклоняет перед ним колено, льет в огонь масла, прося у духов предков благословения. За очагом далее дастархан и торь — гостевая часть. Вдоль стенки расставлены сундуки, поверх них уложены матрасы, одеяла и подушки, которые расстилают для гостей и членов семьи на ночь. По сторонам в правой части стоят шесты – вешалки адалбакан для одежд, пространство у входа — босага — делится на две части слева — место хранения сбруи коня и седел, справа — шкаф для продуктов – асадал, различные сумки, саба — кожаные сосуды для кумыса и айрана.

Тех, кто впервые посещает юрту, поражает ее богатое убранство и внутренний интерьер. Литератор 19 века Бурьянов Владимир Степанович пишет о том, что он увидел в юрте: «Кибитка, в которую мы вошли, принадлежало богатому казаху, потому что двери ее украшены резьбою… Вдоль всех стран стоят сундуки, … ковры покрывают их, расстилаясь по полу,… а по стенам висят ружья, копья…» [Казахи, 1998, с. 170 — 171]

По словам одного путешественника прошлых веков, казахи жили в «мире орнамента». Казахский орнамент — не просто декоративное оформление, в нем заложен глубокий философский смысл, что позволяет глубже понять системы кодированных знаков, в которых воедино слилось символика формы, цветовой гаммы, знаковое и магическое разнообразие. Орнаментальная система казахов обладает ярко выраженной национальной спецификой. Каждый орнамент всегда имеет смысловую связь с предметом. Будь то узор на двери, на войлоке, на деревянном сундуке, кожаном сосуде для кумыса или на сапоге.

Предметы, найденные в раскопках, украшены орнаментами — на предметах изображались сплетённые в неистовой борьбе звери, свернувшиеся в кольцо кошачий хищник. Животные изображены в определённой стилизованной манере. Порой эти изображения настолько сложны, что они сплетаются один с другим в такой сложности, и ответвляются в такие неожиданные узоры, что это порой противоречит поддерживаемому реализму в трактовке оленьих и лошадиных голов или медведей и тигров. При таком изображении животное трудно различимо из всей ориентации. Рога и хвосты животных заканчиваются в листовом орнаменте тем, где начинается орнаментация».

Такое степное искусство действительно сохранилось в изготовлении войлочных изделий. И сырмаках и вышитых туискийзах мастерицы выполняют такие замысловатые узоры, как переплетающиеся в бутоны роз, крылья и клювы птиц, рога животных, которые не имеют начало рисунка и конца, но в целом это законченное изделие и одна цельная композиция, удивительно сочетающие разные краски и рисунки, которые составляют уникальный орнамент.

Со времен сакского периода орнамент используется кочевниками для украшения внутреннего убранства юрты, одежды, предметов быта и конской принадлежности. Когда мать вышивает предметы приданого для дочери: настенный ковер — тускийз, подзоры, наволочки для кровати, полотенца — орамал, она вышивает узоры с благопожеланиями и умыслом. Назначение каждого узора определяется его значимостью и местом. Девичья одежда украшается изображением рогов баранов, коз, стрел, клюв птиц — так называемые зооморфные узоры.

Наиболее распространенным видом домашних ремесел является кошмоваляние, возникшее как вид ручного творчества еще в 5 в. до н.э. — об этом свидетелствуют раскопки в пазырыкских курганах Горного Алтая. Войлок является основным материалом. Из него изготавливали наружное покрытие для юрты — туырлык, баскур, тундик, напольные ковры — сырмаки, настенные ковры — туийскизы, чехлы и сумки — коржын. Немецкий естествоиспытатель 19 века Брем Адольф Эдмунд путешествуя по казахской степи, дал описание быта и писал: «Войлок изготавливается весьма искусно, и их войлочное одеяло, — кошмы – украшенные пришитыми или вытканными каймами большей частью красными узорами, нередко имеют весьма красивый вид… « [Казахи, 1998, с. 166].

Сырмаки изготавливались из вырезанных разноцветных кусок готового войлока, соединенных по признаку мозаики. В такой же технике был изготовлен войлочный ковер и 5 Пазырыкского кургана.

Широко было развито у казахов ткачество, возникшее согласно археологическим данным в эпоху бронзы. Известны около шести способов переплетений, гармоничное сочетание она и узора, вытканные в растительной технике — терме. Плетеные ленты — бау, баскур — удерживают войлок на каркасе юрты и изнутри ее украшают. На лицевой стороне таких изделий образуется рельефный узор, а на обратно — поперечные полосы.

Плетение красочных циновок — шым ши, древнее декоративное искусство. В плетении обычно применяли стебли чая (ши) — степного тростника. Плели три вида циновок: простое сплетение стеблей тростника; обмотка стеблей разноцветной шерстью — чередование цветных полос. Узорная циновка служила главным фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение.

В казахском ремесле широко применялась кожа. Из кожи делали сосуды для кумыса и других молочных продуктов, футляры для пиал, которые украшались орнаментом — теснением.

Деревянные изделия издревле применялись в быту. Для повседневных нужд из цельного куска вырезали простую по форме посуду: кадушки для сбивания масла и закваски молока, чаще для мяса и кумыса, ковши и чашки отделывались накладными серебряными пластинами, почти вся посуда из дерева имеет специальное отверстие для навешивания на стенку юрты. Резьба по дереву у казахов имеет древние традиции. Резными были двери, предметы домашнего быта, музыкальные инструменты и седла.

Домашний скот давал кочевнику не только пищу, но и сырье.

На сегодняшний день все виды женского ремесла кошмоваляние, изготовление сырмаков, вышивание крючком и гладью настенных ковров — туийскизов, наволочек и подзоров сохранилось у казахов Кош — Агачского района Республики Алтай. Сохранилось и продолжается, потому что каждой девушке на выданье готовится приданое.

Каждого посетителя музея казахов Алтая — филиала БУ РА «национальный музей им. А. В. Анохина» поражает – богатство и красоты юрты. Внутреннее убранство юрты музея состоит из предметов созданных степными мастерами такими как: Омаров Кали, Кашев Керейбай, Сурапов Калкабай из села Актал и многие другие, Предметы из дерева – резные сундуки, кровать и шкафы искусно сделаны братьями Атымхан и Нурдыхан Риянулы. Сырмаки выполнены руками Джунисовой Паруза, Зиядановой Чагиза, Джаткамбаевой Шошан и другими женщинами. Экспонируются вышитые ковры и подзоры Джаткамбаевой Бесайдар и Заперовой Ойран. Яркие циновки – изображения герба РА, символики Кош — Агача и композициями «В семье единой» к 250 — летию добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, сделаны Туякпаевой Ансаган из с. Жана — Аул. Уникальные казахские сувениры – сырмаки, вышивки ручной работы можно приобрести у местных мастериц Нургалиманойо Антай и Абитовой Манатай.

Казахское прикладное искусство, сформированное на основе традиций древнего и средневекового периодов, дошло и до наших дней в яркой самобытности и богатстве разнообразных средств. Есть надежда, что жизнеспособность степного искусства кочевников продолжиться из поколения в поколение.

Комментарии