Как вырастают этнографы - ХранителиРодины.рф

В статье описана история жизни северчанки П.Е. Бардиной, путь её становления как специалиста-этнографа, по крупицам собравшего и бережно сохранившего культурное наследие предков русских сибиряков.

Старинная народная мудрость гласит: «Где родился – там и сгодился». Наверное, с этим можно сейчас поспорить. В современном мире много людей находят свое призвание далеко от места рождения. Но у многих людей, особенно с возрастом, в душе остается тяга к родным местам, воспоминания, потребность узнать свою родословную, свои корни.



Немало людей ездят на могилки своих предков в уже заброшенных деревнях. Наверное, это потребность души человека, что сейчас называется ностальгией. А раньше, как было принято, многие жители, особенно женщины «дальше своей поскотины-ограды вокруг села и не бывали», «тележного скрипу боялись». У мужчин был более широкий кругозор – они ездили в город, на ярмарки, общались с новыми людьми, служили в армии.



Много нового у нас в Сибири приносили переселенцы, и новые сведения о мире, и новые песни, и новые знания о ремеслах. Они с боязнью ехали в Сибирь, ведь Сибирью пугали и грозили ею по всей России. А приехав сюда, они убеждались, что здесь тоже живут люди, которые любят свой край, и никуда не хотят уезжать. Многие собирают сведения в архивах только о своих предках, но есть увлеченные люди, которые не только по долгу службы всю жизнь посвящают изучению своего края.



К числу таких людей можно отнести этнографа, кандидата исторических наук, научного сотрудника со стажем в 45 лет сначала Томского государственного университета, затем Музея г. Северска (отдел археологии и этнографии) Бардину Пану Елизаровну. Бардина (Потрепалова) Пана Елизаровна (по паспорту Прасковья Елизвовна) родилась в 1949 г. в многодетной семье потомков староверов в Парабельском районе Томской области, в поселке Боровое, которого уже давно нет.



На первом в жизни фото (переданном автору статьи) большой семьи веселая маленькая Паша еще не знает, что через некоторое время их отца-инвалида войны заберут в тюрьму по доносу, и они выживут только благодаря тому, что отец присылал посылки с сухарями, и после смерти Сталина вернулся домой.



Как рассказывает Пана Елизаровна, она с детства помнила многие старинные вещи – полати и голбец в избе у бабушки на соседней старообрядческой заимке, иконы и старинные книги, мялки и прялки для обработки льна, конскую упряжь, сани, телеги и керосиновые лампы, при которых училась в школе. Она, вспоминает, что часто спрашивала: «А что это такое?». Так, например, её заинтересовал большой обруч с какими-то нитками, висящий на стене у деда. Оказалось, что это «фитиль» - рыболовная ловушка, которая из плоской становилась вдруг большой и длинной. А уж мялку запомнила на всю жизнь, потому что чуть не прижала там любопытные пальчики. Бабушка научила её двум молитвам «Богородица» и «Отче наш», а родители никогда не принуждали молиться, не запрещали вступать в пионеры и комсомол, как было иногда у староверов.



В поселке жили не только потомки староверов, забравшиеся сюда в поисках глухих мест, но и сосланные латыши, немцы. Особенно запомнилось, как они с мамой принесли кринку молока и хлеб приехавшей семье латышей с плачущими детьми, которых разместили на первое время в амбаре. Потом они все вместе играли в свои детские игры, нянчились с младшими ребятишками, а взрослые работали в колхозе. Вместе с латышкой Инарой и другими детьми пошли в первый класс, а потом латышам разрешили уехать, и поселок начал опустевать. Всё это с детства было интересно и откладывалось где-то в памяти.



Потом училась в средней школе в селе Старица, куда переехали родители. Старшие братья и сестра к этому времени сумели вырваться из колхоза, получив приглашение на учебу в город Томск или уйдя в армию. В Томск переехали две тёти и бабушка, у которой мужа забрали в 1937 г. и он там был расстрелян. Из города присылали письма и фотографии, и он стал почти сказочной манящей страной.



Пока училась в школе, прочитала все книги, которые были в библиотеке, и без чьей-либо подсказки в пятом классе начала записывать в особую тетрадь пословицы и поговорки, загадки. Многие из них она слышала от своих родителей и бабушки с самого детства. Любимая учительница Анастасия Назаровна Образцова увидела эту тетрадь, похвалила и сказала, что это фольклор и надо не из книг переписывать, а собирать в живом виде, где от кого услышишь. Это было начало краеведческой работе, которой она потом посвятила всю жизнь.



Отец часто рассказывал, как жили раньше, как и почему его родители бежали из Тюменской области в глухую тайгу, как охотились и ловили рыбу, чтобы выжить. Бабушка была мастерица и умела ткать на «кроснах» - ткацком стане узорные половики, шили на старой Зингеровской швейной машинке. У соседок из переселенцев Пана научилась вязать кружева и вышивать.

В 1967 г. окончила школу с медалью и поступила на историко-филологический факультет Томского государственного университета. Только в университете впервые осознала, что жила в самом суровом Нарымском крае, куда ссылали и которым пугали всю Россию. Это её удивляло, потому что она сама там выросла и с детства знала, что в Нарымском крае много жителей, которые не стремились никуда уезжать – это старожилы и местные народы - ханты, селькупы, эвенки. Отец был охотником и часто вполне дружелюбно встречался с ними на промысле, рассказывал о них. Их предки в нескольких поколениях жили в этих местах и знали все премудрости охоты и рыбалки.



После первого курса была обязательная археологическая практика, а после второго курса вместе с руководителем курсовой по этнографии Надеждой Васильевной Лукиной отправились в первую экспедицию в самое сердце Нарымского края, в Каргасокский район, к мало изученным васюганским хантам.



От Надежды Васильевны научилась всем азам полевой этнографической работы, что впоследствии пригодилось, когда стала работать научным сотрудником в Проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири (ТГУ), занимаясь этнографией русского населения. Вот когда пригодились рассказы отца и мамы. Почти каждое лето проводила вместе с Элеонорой Львовной Львовой этнографическую практику для студентов, а потом еще ехала в свою экспедицию, чтобы собрать материалы по старожильческому русскому населению, которым в то время практически никто не занимался.



Однажды повезло побывать в старообрядческих скитах, где как на машине времени увидела вещи, которые видела в детстве у бабушки на заимке. Каждое лето встречалась не менее чем с сотней жителей и не уставала удивляться их трудолюбию по обживанию сурового края. Старожилы рассказывали, как из нарымских селений зимой везли обозы с рыбой в город, находясь в пути по две недели туда и две – обратно. Шли большую часть пути пешком, чтобы не замерзнуть от одного станка к другому, расположенному как раз на дневной переход. В Нарыме было «золотое дно» для рыболовов. А еще охота, кедровый промысел, и все дары леса. Переселенцы рассказывали, как вручную корчевали могучий лес, распахивали пашни, строили для жилья сначала землянки, а потом срубные дома, которые доставались потом и детям, и внукам. И все они любили свой край, никогда не жалели, что здесь поселились, наоборот хвалили: «Ты только погляди, у нас и река, и рыба, и лес и грибы-ягоды – всё наше, всё рядом». Нередко вспоминали, как их родители и деды ехали в Сибирь с боязнью, а им говорили: «Да в Сибири калачи на березах растут, корова пойдет в лес и на рогах корзину с грибами принесет». Хоть и не так было на самом деле, но богат и красив наш край – в этом соглашались все жители.



По результатам экспедиций участвовала в конференциях, писала доклады, статьи и книгу «Быт русских сибиряков Томского края». В 1987 г. защитила в Ленинградской части Института этнографии кандидатскую диссертацию по русским старожилам Среднего Приобья, то есть Томской области.



С 1993 г. в музее г. Северска по существу продолжила работу, занимаясь изучением быта деревень, на месте которых был построен город Северск, а также в зоне его притяжения. Из собранных в экспедициях экспонатов подготовила этнографическую часть историко-краеведческой экспозиции «По реке времени», где отразила быт коренных народов Сибири и русских старожилов томских селений. На примере села Иглаково и деревни Белобородово раскрыла хозяйственно-бытовой уклад сибиряков, потомки которых живут в Северске.



На базе экспозиции регулярно сотрудниками музея, в том числе и самой Паной Елизаровной, проводятся занятия для школьников и дошкольников по знакомству с историей родного края и бытом предков. К ней постоянно обращаются за консультациями жители региона, разыскивая корни своих предков, а также преподаватели школ города, проводя уроки краеведения. Из отзывов, побывавших на выставке жителей и гостей города, можно отметить благодарности и впечатления, что как будто побывали в детстве, что как во сне видели это все когда-то у бабушки, что пробуждается желание побольше узнать о своих предках и малой Родины.



П.Е. Бардина является ветераном труда, лауреатом премии им. П.И. Макушина (1997) и лауреатом конкурса Томской области в сфере образования, науки и культуры (2008). Награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры (2011) . Награждена медалью «Подвижнику просвещения» в память 300-летия М.В. Ломоносова (2011), и многочисленными грамотами и благодарственными письмами областного и местного уровней.

Комментарии