Финалист конкурса «Малая Родина»
Сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, или работа, ставшая делом всей жизни
Кусочек ямальской тундры в Губкинском музее освоения Севера, Губкинский, Ямало-Ненецкий АО
На территории МО город Губкинский создан Губкинский музей освоения Севера, музей комплексного типа. Одним из основных направлений в работе музея является популяризация культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа и одной из его задач является изучение, популяризация и внедрение в культурный оборот традиционной материальной и духовной культуры лесных ненцев. Музей взял на себя функции своеобразного посредника между культурами пришлого и коренного населения.
Появляясь на свет, человек не ведает своей судьбы: будет ли он бороздить морские просторы, полетит ли в космос или станет менеджером в крупной компании. Жизнь постоянно преподносит сюрпризы, мотивируя строить планы и добиваться высоких целей. Так случилось и в жизни Елены Викторовны Калитенко - директора Губкинского музея освоения Севера. В 1996 году из солнечного Башкортостана вслед за мужем она переехала в Губкинский - в маленький северный городок в Ямало-Ненецком автономном округе, основанный всего десять лет назад. Когда встал вопрос трудоустройства, Елена Калитенко, выпускница художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического института, пришла работать в музей на должность заведующего реставрационной мастерской, а спустя несколько месяцев предприимчивая и инициативная Елена Викторовна возглавила экспозиционный отдел музея. Работала, как говорится не за страх, а за совесть. Было непросто: катастрофически не хватало экспонатов для новых выставок ввиду отсутствия объектов истории в молодом городе, а сложная логистика не позволяла обмениваться коллекциями между музеями близлежащих поселений.
- Однажды нам в музей принесли сибирскую копейку, найденную на берегу реки Пяку-Пур, мы стали ее изучать и оказалось, что это уникальный экспонат. Монета ходила только в Сибири, причем совсем непродолжительное время. Музеем было принято решение создать выставку «Сибирская копейка», - рассказывает Елена Викторовна. Экспонат был всего один, а вот музейная площадь, которую было необходимо заполнить, составляла порядка ста квадратных метров, вот тут нам пришлось постараться, выкрутились благодаря информационным планшетам и другим предметам.
Некоторое время спустя Музей освоения Севера переехал в новое просторное здание. Один из экспозиционных залов начали готовить для новой экспозиции, идею которой Елена Калитенко давно вынашивала – выставку, посвященную материальной и духовной культуре коренных жителей Севера - лесных ненцев, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Коллективу музея в буквальном смысле пришлось с нуля изучать и в дальнейшем систематизировать большой объем совершенно новой информации о традиционном жизненном укладе жителей тундры. Удаленность и труднодоступность стойбищ лесных ненцев потребовали разработки такой технологии, которая позволила бы на постоянной основе вести исследования жизни и быта аборигенов. Такой технологией стала разработанная в музее Технология самодокументирования малого этноса, которая была удостоена Гранта Президента РФ.
- Уникальность ее заключается в том, что она дает возможность увидеть культуру «изнутри», глазами самих носителей культуры, – говорит Елена Калитенко, - для реализации технологии самодокументирования на восьми стойбищах лесных ненцев были созданы опорные пункты музея, мы заключили договора с жителями стойбищ и передали им фото- и звукозаписывающую аппаратуру, этнографические анкеты. На первом этапе специалисты музея обучили внештатных сотрудников из числа народа неща (лесные ненцы) приемам заполнения анкет и использования аппаратуры.
Весь собранный материал тщательно обрабатывался и систематизировался сотрудниками музея. Работа велась скрупулезно, вспоминает Елена Калитенко, преодолевая языковой барьер, музейщикам приходилось по капле собирать все фрагменты воедино, а в случае необходимости уточнения информации, выезжали на стойбища.
- Отснятый материал со стойбищ был для нас ценной и уникальной находкой. Каждый кадр мы детально разбирали, досконально выспрашивая у лесных ненцев про каждую, казалось бы, мелочь, - рассказывает Елена Викторовна, - благодаря технологии самодокументирования фонды музея пополнили порядка 2000 единиц фотоматериалов, отражающих традиционный хозяйственно-бытовой уклад лесных ненцев.
За время исследовательской деятельности была собрана коллекция предметов, которая легла в основу постоянной музейной экспозиции «Соседи. Лесные ненцы» - детища Елены Калитенко. Художественный вкус Елены Викторовны, умение видеть изящество в мелочах, помогли создать полноценную этнографическую выставку, работающую на постоянной основе в Губкинском музее освоения Севера.
Кроме того, материалы исследований легли в основу пяти научных брошюр «Неща. Лесные ненцы», авторами которых стали сотрудники музея, и научно-популярная книга «Лесные ненцы», в ней, по словам Елены Калитенко, удалось подробно обозначить особенности традиционного уклада жизни тундровиков. Следом за книгой в свет вышли мультимедийный диск «Неща. Лесные ненцы» - первое на тот момент издание, знакомящее с материальной и духовной культурой небольшой этнической группы – лесными ненцами и мультипликационный фильм «Тайку-путешественник», ставший первым на Ямале и в России в целом детским анимационным фильмом о жизни лесных ненцев.
В 2008 году Елена Викторовна возглавила Губкинский музей освоения Севера, трудолюбивый, инициативный и энергичный руководитель вдохнула новую жизнь в учреждение культуры. Ей удалось выстроить работу таким образом, чтобы Музей освоения Севера развивался в разных направлениях, при этом сохраняя свою основную функцию – научно-исследовательскую деятельность.
- В этот период была тенденция – изучать, мы были полностью открыты к новой информации и хотели донести ее до наших жителей. Север – он многонационален, покорять Арктический регион ехали буквально со всех уголков Союза, и о лесных ненцах мало кто слышал, поэтому очень хотелось познакомить губкинцев с этим удивительным народом, раскрыть их бережно хранимые веками секреты, скрытые от посторонних глаз далеко в тундре. И нам это удалось, удалось рассказать о быте, культуре и особенностях кочевого образа жизни лесных ненцев не только посетителям музея, но и далеко за пределами округа. Нам есть чем гордиться - этнографический проект «Соседи. Лесные ненцы» вошел в тройку лидеров Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».
Современный ритм жизни диктует новые правила работы для музеев, удивлять посетителей становится все сложнее. Однако губкинским музейщикам удается раз за разом находить новые формы работы, более того в музей не просто приходят, сюда возвращаются - и в этом большая заслуга Елены Викторовны Калитенко. Губкинский музей – передовик цифровизации на Ямале, активное внедрение инновационных технологий позволило представить культуру лесных ненцев с помощью технологии дополненной реальности, так, было создано мобильное приложение «Город в дополненной реальности», где один из экскурсионных маршрутов знакомит с экспозицией «Соседи. Лесные ненцы». В приложении можно рассмотреть объект, сфотографироваться с ним, и даже выполнить какое-то действо, например, построить чум или половить рыбу.
Казалось бы, что о жизни лесных ненцев больше сказать нечего, однако неиссякаемый источник вдохновения в лице Елены Калитенко, побуждает вновь и вновь находить и реализовать новые идеи. В 2019 году с подачи Елены Викторовны проект «Виртуальное путешествие на ненецкое стойбище как средство сохранения культуры малого этноса посредством VR-технологий» стал обладателем гранта Президента Российской Федерации. При помощи специального оборудования у посетителей музея появилась возможность побывать на стойбище лесных ненцев, увидеть быт коренных жителей тундры «изнутри». Виртуальная экскурсия получила массу одобрительных отзывов от жителей города, побывавших в гостях у трудолюбивого и выносливого народа, живущего одной жизнью с природой.
- У нас периферийный маленький музей, с небольшими залами и скромными коллекциями, но это не мешает нам быть уникальными, специфическими и делать свое дело не хуже, чем столичные музеи, - отмечает Елена Калитенко, - я приверженец того, чтобы даже немузейные проекты внедрять в музейную среду. И нам это удается. Мы первопроходцы во многом: интерактивные экспонаты, виртуальные туры, мероприятия занимательного формата, и благодаря этому в музее всегда есть посетители, а это самое главное!
Комментарии