Сохраним традиции и обычаи малой Родины - ХранителиРодины.рф

Моя малая Родина - маленькое старинное село Дедуровка, что в Оренбургской области, частичка большой, многонациональной страны Россия.

Моя малая Родина - маленькое старинное село Дедуровка, что в Оренбургской области, частичка большой, многонациональной страны Россия.

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений то, что они сделали своими руками, создали своими талантами. Велико и разнообразно культурное наследие украинского народа, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о культуре, быте, традициях наших предков – украинцев.

В 1820 году казенные крестьяне Березовской волости, Новооскольского уезда, Курской губернии в количестве 400 душ просили Оренбургского губернатора, - «по недостатку на настоящих их жительствах земли» - поселиться в оренбургском уезде на «пустопорожней» земле. Просьба их была удовлетворена. По преданию название село получило от фамилии старшего из переселенцев, Дедуры. Так в Оренбургских степях, вблизи речки Николка, образовалось село Дедуровка с переселенцами - украинцами.

Переселенцы привезли свою культуру, традиции, обычаи. Наша задача сохранить все, что накоплено нашими предками за 200 лет.

Украинцы – народ древней поэтической культуры, многообразной по жанровой структуре и музыкальной выразительности Сравнительно лучше сохранялась и сохраняется до сих пор древняя украинская календарная и семейная обрядовая поэзия («колядки», «щедривки», «веснянки» и др.) Наиболее же распространенным и массовым жанром поэзии украинских переселенцев была и остается песня – лирическая, трудовая, военно – историческая. Богатый украинский фольклор пополнил сокровищницу устного творчества одного из самых многонациональных регионов нашей страны.

У нас в селе сохранялась и получила дальнейшее развитие песенная традиция. Нигде вы не услышите столько украинских песен, старинных, напевных! Есть такие, которые исполняются только у нас в селе. А пришли они из далеких украинских сел, откуда родом наши предки.

В настоящее время в селе Дедуровка три украинских фольклорных коллектива «Криницы», «Сударыни» и «Горлицы».

Наши коллектив своим творчеством радуют не только односельчан, но и жителей Оренбуржья выступая на таких праздниках как: День народов Оренбуржья, Оренбуржье многонациональное,мероприятиях посвященных Т.Г.Шевченко. Я уверена песенные традиции наших предков будут сохранены.

Одной из традиций является кулинарное искусство приготовления украинской пищи. Украинская кухня - это такое же наследство украинского народа как язык, литература, музыка, им можно всерьез гордиться и не нужно забывать.

Состав пищи украинцев в селе такой же, как и на их родине. Основу питания составляют хлебные, мучные и крупяные кушанья, существенную роль играют продукты овощеводства, животноводства.

Скотоводство, а позднее животноводство, играло значительную роль. В крестьянских хозяйствах держали крупный рогатый скот, преимущественно для молока и как тягловую силу, свиней - для мяса и жира, овец - для мяса, а также разнообразную домашнюю птицу.

Зерновое хозяйство, овощеводство и бахчеводство развивается в большей степени и употребляется в пищу. Для жителей села Дедуровка хлеб до сих пор является главный компонентом питания.

Он обозначен не только особенностями их хозяйственной деятельности, но и прочными традициями как повседневными, так и праздничными. Хлеб пекли и пекут ржаной и пшеничный из кислого заквашенного теста в форме круглых или продолговатых больших хлебин. Хлеб символизирует хлебосольство, гостеприимство, благополучие, и он всегда стоял на столе в переднем углу, крошки хлеба бережно собирали.

Большей любовью пользуются кушанья из теста, сваренного к кипящей воде: галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, лапша, готовят пельмени. Ели каши, каша была и обрядовым блюдом на свадьбах, родинах, поминках. Из пшена с добавлением лука и картофеля готовили жидкий кулеш, заправленный салом.

Наиболее выразительным среди всех кушаний есть именно украинский борщ.

Свою историю имеет национальный костюм.

В основу костюма жителей с. Дедуровка был положен комплекс костюма Курской губернии с преобладанием элементов украинского народного костюма: рубаха с поневой, головной убор «четырехугольный платок», орнамент, кружево, вышивка.

Одежда проста по крою, но необычайно разнообразна по цветовому решению. Рубаха и рукава длинные. Поверх рубахи надевается понева - кусок ткани, обвернутый вокруг бёдер. Это самый простой в изготовлении вариант одежды, поскольку понева одевается на длинную рубаху. Понева закрепляется либо широким тканым поясом, либо передником, который называется запон. Поневы разнообразны по цвету и рисунку.

Характерным для жителей нашего села является то, что женщины практически никогда не носили сарафаны. Мужчины носили рубахи на выпуск, с вышивкой на груди и по низу. До настоящего времени в гардеробе наших женщин сохранились украинские кофты с разными орнаментами характерными для украинской вышивки. Костюмы фольклорных коллективов нашего села украинские.

Украинская народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством. Вышивка костюма жителей села Дедуровка является своеобразной визитной карточкой.

На сорочках и рубахах широко использовались такие мотивы вышивок, как "бараньи рога", "кудри", "кудрявцы", "гребешочки" и др

Известный узор "рожи" (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.

Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей Украины. Почти в каждой хате ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.

Вышивка широко использовалась в народном костюме и в быту. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.

Белая вышитая сорочка - неотъемлемая составная часть женской и мужской украинской народной одежды. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности, они отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.



Изучая украинскую культуру, мы заметили, что украинцы очень дружный народ, они одними из первых создали украинское областное общество имени Тараса Григорьевича Шевченко. Ежегодные областные праздники украинской культуры - тому подтверждение. Именно в Дедуровке прошли первый, десятый, а в 2010 году пятнадцатый праздники, на которых звучали украинские песни. У нас проводится традиционный праздник «Садок вишнёвый коло хаты», где звучат украинские песни, угощают традиционными украинскими блюдами, делятся опытом местные вышивальщицы.

Украинская культура оказала сильное влияние на традиции, быт, культуру населения нашего села Дедуровка. Это можно было проследить на примере народного фольклорного коллектива «Криницы», убранству домов, где преобладает традиционная украинская вышивка, украинским блюдам, которые готовят жители села в повседневном и праздничном меню.В одежде, которую жители шьют сами в настоящее время.

Мы должны сохранить и передать нашим потомкам любовь и гордость за наших предков.





Вышивка костюма жителей села Дедуровка   является своеобразной визитной карточкой.  На сорочках и рубахах   широко использовались такие мотивы вышивок, как "бараньи рога", "кудри", "кудрявцы", "гребешочки" и др

Комментарии

  • Валентина Григорьевна Ротина – краевед, патриот своей малой родины. Занимается с учащимися Дедуровской школы поисково-исследовательской и проектной деятельностью. Она стояла у истоков образования музея села Дедуровки, в настоящее время является его руководителем, организует проведение экскурсий для школьников и жителей всего Оренбургского района.