История предмета
история картины на брезенте, Мотыгино, Красноярский край
Романтическая история любви ссыльного художника к ангарской девушке
Во время сверки фонда сотрудники музея обнаружили папку с акварелями. На акварелях изображены виды ангарской природы, людей и поселка того времени. Датировка поступления 1968г. Находка заинтересовала сотрудников, начался поиск. По опросам старожилов было установлено, что эти рисунки ссыльного Вагнера Георгия Карловича, сосланного в п.Бельск Мотыгинского (тогда Удерейского) района в 1949г на бессрочное поселение. Здесь он работал в геологоразведочной партии чертежником. Об этом говорят его рисунки выполненные акварелью, на которых мы видим работу геологической партии – как горняки копают шурфы, а женщины воротом вытаскивают породу из шурфа, буровики бурят вручную скважину примитивным станком. Среди этих рисунков есть виды Ангары и ангарской природы. Сотрудники музея оформили выставку акварелей Вагнера Г.К., надеясь, что кто-то узнает эти работы и сможет рассказать о жизни художника в этот период.
Однажды на выставку пришел житель п. Бельск Петров И.Я. со свертком в руках. Развернув сверток, мы увидели картину уникальную по содержанию и со своей интересной историей. Картина выполнена на 2 сшитых кусках брезента, написана маслом. Изображена на картине молодая девушка , которая сидит на берегу смотрит вдаль на Ангару и ждет своего жениха из рейса. Видны родные просторы – Ангара, крутые берега, едва различимые очертания близлежащих поселков Бельска, Рыбного и Мотыгино и строений того времени.
Молодая девушка это его мать Петрова Наталья Петровна, она ждет жениха Якова Ивановича (отца посетителя музея), капитана парохода. Напасал эту работу ссыльный художник, который проживал в Бельске. История картины такова: художнику понравилась молодая девушка, живущая с ним по соседству. Художник несколько раз просил ее попозировать для написания картины, но девушка всегда отвечала отказом. Девушки в Сибири были строгих правил наедине с незнакомыми мужчинами не оставались. Но художник по памяти написал этот этюд с любимой девушкой и подарил ей работу, уезжая из поселка.
Через год после выставки в музей пришла женщина с девочкой, она приехала в гости из Германии. Увидев эту картину посетительница очень обрадовалась ведь на картине изображена ее бабушка и прабабушка, и она маленькой девочкой помнит хорошо эту картину, когда она висела у бабушки в квартире. Почти каждый год кто-то из родных этой супружеской пары приходят в музей, чтобы еще раз посмотреть на молодых дедушку и бабушку.
Так осуществляется связь времен.
К этому времени пришли ответы из архивов, и удалось частично восстановить биографию Г.К. Вагнера. Однако данные были не полные, было много «белых пятен», особенно это периода жизни Георгия Карловича, время окончание срока ссылки.
И опять дело случая, посетительница музея увидев портрет Вагнера Г.К. рассказала, что ее внучка учится в Рязанском художественном училище, которое уже 10 лет носит имя Вагнера, наши краеведы-школьники решили туда написать. Ответ пришел очень быстро: «С благодарностью откликаемся на ваше письмо и готовы помочь в вашем благородном деле. Нас тоже очень интересует все, что связано с именем Г.К.Вагнера. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения художника, 10 лет как училище носит его имя, 90 лет со дня основания самого училища, и мы с радостью пополнили бы наш архив неизвестными до сих пор материалами. В свою очередь мы готовы выслать имеющиеся у нас воспоминания, буклеты и т.д. С уважением работники библиотеки».
Благодаря неравнодушным людям, материалам из Рязанского художественного училища им. Вагнера, удалось восстановить более полную биографию этого интересного человека, который оставил о себе хорошую память.
Эта картина интересна своей историей, она находится в лекторском зале музея и всегда притягивает посетителей. Ежегодно в октябре проводятся выставки к Дню памяти жертв политических репрессий. На выставке представлены картины ссыльного в наш район художника Г. К. Вагнера «Бельские акварели».
Комментарии