Портретный очерк
Барабаш Александра Дмитриевна, Сросты, Алтайский край
Герой очерка сельская учительница довоенных и послевоенных лет. Её автобиография и воспоминания из жизни. Заслуженные награды за педагогический стаж работы .Её трудовая деятельность .
В нашем селе самое ценное – люди. И сегодня я хочу рассказать об учителе Сростинской средней школы, военных и после военных лет.
Барабаш (Соломахина) Александра Дмитриевна, ветеран педагогического труда, родилась 31 декабря 1921 года в с.Талый Воронежской области.
Отец – Дмитрий Федорович Соломахин – работал в розыске, мама – Прасковья Ивановна – была домохозяйкой, она умерла в 1923 году.
В 1937 году Александра окончила 10 классов в г. Богучар и поступила в Воронежский педагогический институт.
С 1942 года начала свою педагогическую деятельность.
Из воспоминаний Александры Барабаш:
«По распределению мне и еще четверым ребятам предстояло отправиться в Алтайский край. Добирались трудно, ехали под бомбежками. В краевом отделе народного образования направили в Егорьевский район, а когда добралась до райцентра, предложили на выбор с. Лебяжье или с.Сросты. Выбрала с.Сросты, потому как сказали: «Есть там сады». Но каково же было мое удивление: оказывается, «сады» - это палисадники.
Директор Сростинской школы помог устроиться на квартиру, объяснил все школьные правила.
Занятия в школе не начались, как положено, 1 сентября. Все школьники вместе с классными руководителями работали в поле до окончания уборки урожая. Когда начались занятия, я стала преподавать химию, биологию, географию, год вела уроки немецкого языка.
Учились тогда в две смены: ребят в селе было очень много. В классе по 25- 30 человек. Но главное, все всегда сидели тихо и слушали внимательно учителя. Зимой количество школьников значительно сокращалось, в многодетных семьях на всех детей обычно было 2-3 пары валенок. Одевали, что придется, строгих форм или правил в одежде не придерживались, лишь бы она была чистой.
Учебников было мало. По одной книге занимались несколько детей, в основном те, кто жил рядом друг с другом. Тетрадей тоже не хватало, из дома приносили старые книги и газеты и писали между строчками. Неудобно было и ребятам писать, и учителям проверять, но другого выхода просто не существовало.
Помимо уроков занимались с ребятами еще и воспитательной работой: готовили художественные номера, с которыми выступали перед жителями села или на фермах, а однажды даже ходили в село Лебяжье, в госпиталь. Учителя района проводили большую просветительную и агитаторскую работу.
Ходили в колхозы, рассказывали о последних новостях с фронта, читали газеты, обсуждали вопросы, которые задавали жители.
На летних каникулах ребята постарше вместе с учителями работали на полях, заготавливали дрова на зиму, возили сучки, хвою. Ну а на младших лежало домашнее хозяйство и огороды. Трудное время было, но школа работала, несмотря, ни на что».
«Личной жизни почти не было, на первом месте оказались мои ученики и работа» – говорила она.
В 1960 году на районной конференции учителей, Александру Дмитриевну избрали депутатом на краевой съезд , который состоялся в Москве.
а этой встрече ей присвоили звание » Заслуженный учитель школы РСФСР» и вручили значок «Отличник Народного образования».
Педагогический стаж Александры Дмитриевны Барабаш насчитывает 35 лет. За время работы в Сростинской средней школе, она показала себя старательным, добросовестным педагогом, глубоко знающим методику преподавания своих предметов. Помимо своей работы , Александра Дмитриевна проводила многочисленные внеклассные мероприятия: культпоходы, походы на природу, спортивные состязания детей и родителей.
Помимо походов на природу, она ещё умудрялась организовать вечера отдыха. Это чуткий и внимательный педагог, который умел прислушаться к чужому мнению и создать комфортную атмосферу для обучения и общения.
На заслуженный отдых Александра Дмитриевна ушла в 1976 году
За многолетний педагогический труд Александра Дмитриевна Барабаш награждена Орденом Трудового Красного знамени, медалью «За трудовую доблесть».
а заслуженном отдыхе Александру Дмитриевну часто приглашали на встречу выпускников прошлых лет, и с благодарностью вспоминали свою учительницу. 40 лет ее жизни были посвящены обучению и воспитанию подрастающего поколения. Ученики получали не только прочные знания, но и пронесли через всю жизнь частицу ее доброты и любви к людям, к Родине.
Комментарии