Человек-легенда? Или легенда о человеке? - ХранителиРодины.рф

Речь пойдёт о судьбе уроженца французского города Руана, Жана-Батиста Николя Савэна, обретшего свою вторую родину в России на волжских берегах в г. Саратове и ставшего позднее Николаем Андреевичем Савиным (1768 - 1894).

Человек-легенда? Или легенда о человеке?

Коллектив Саратовского архитектурно-строительного колледжа, в котором мы работаем, неотъемлемая часть нашей жизни. Это те люди, рядом с которыми мы проводим большую часть времени и о каждом можно написать миллион историй. Однажды на рабочем столе Шишкина Дмитрия Петровича, преподавателя истории, я увидела черно-белую фотографию. Меня поразило доброе лицо, от которого исходила невероятная энергия, загадочность и в то же время особенная привлекательность. Я не удержалась и спросила Дмитрия Петровича: «Кто это»? «Мой прапрадед, - получила я ответ. Так возник разговор о французе, жившем в Саратове в 19 веке. Причем жил он очень долго; пользовался всеобщим почётом и умер долгожителем в весьма почтенном возрасте; и похоронен при огромном стечении народа, войск, и с воинскими почестями!

Речь пойдёт о судьбе уроженца французского города Руана, Жана-Батиста Николя Савэна, обретшего свою вторую родину в России на волжских берегах в г. Саратове и ставшего позднее Николаем Андреевичем Савиным (1768 - 1894).

Родился Жан-Батист 17 апреля 1768 г. во французском Руане во времена царствования Людовика XV в семье полковника королевской гвардии Андре Савэна.

Окончил иезуитский колледж в г. Тур в 1789 г. Затем поступил в парижскую Академию живописи и стал профессиональным художником. К двадцати пяти годам он осиротел и остался один. Мать умерла, а отец погиб, защищая дворец французских королей Тюильри 10 августа 1792г.

В 1797 г. Жан-Батист решается на военную службу. Куда пойти? Конечно же в гусары! В 2-й гусарский полк. А в 1799 г. Ж.-Б.Н. Савэн оказался вместе с Наполеоном и его армией в Египте. Испепеляющее солнце, горячая пустыня, бескрайние пески… Дальше - больше: сражения под Иеной, Аустерлицем и Фридландом, осада испанской Сарагосы.

Ж.-Б. Савэн был прекрасный солдат, умелый наездник и меткий стрелок. Кроме того, он отлично владел и традиционным кавалерийским оружием - саблей. За отвагу и мужество, проявленную на полях сражений лейтенант Жан-Батист Николя Савэн получил высшую награду Франции - орден Почетного легиона.

Роковой 1812, «дубина народной войны»… В тяжелых переходах и боях, под палящим солнцем и ураганами дождя Савэн прошел с французской армией от Немана до Москвы, перенеся много лишений и страданий.

В составе 2-го гусарского полка лейтенант Савэн участвовал во всех крупных сражениях войны 1812 года, в том числе и в Бородинской битве. Лейтенант был свидетелем ужасного пожара Москвы и разграбления французами древней русской столицы.

В октябре 1812 г., армия Наполеона начинает отступление. В корпусе маршала Нея, где состоял Савэн, при подходе к реке Березине, осталось всего лишь несколько сот человек. Остальные погибли, были взяты в плен или замерзли. Вот как сам Савэн описывал позже эти трагические события: «Маршал Ней поручил мне охрану повозок с казначейством главного штаба, в которых находилось около 4 миллионов франков золотом, причем приказал везти повозки через мост, предназначенный для тяжестей и орудий. Повозки наши не доехали до середины моста и вместе с ним стали падать в воду. Сбитый с коня, едва удержавшись от падения, увлекаемый напором толпы, я должен был вернуться на этот берег, где нас вскоре окружила толпа казаков, предложив нам сдаться». Русская водка, преподнесенная Савэну от имени атамана Платова, на время вернула его к жизни. Однако лютые морозы той памятной зимы и промокшие ноги привели к их сильному обморожению.

В феврале 1813 г. Савэн был переведен в г. Саратов. С обмороженными ногами он был помешен в Александровскую городскую больницу (сегодня 2-я городская больница). Савэн излечивался девять месяцев. В 1814 военнопленные стали возвращаться на родину. А француз Савэн стал саратовцем. Жан-Батист переименовал себя в Николая Андреевича Савина. Стал обживаться в России, быстро овладел русским языком. Первые деньги он начал зарабатывать уроками фехтования, которые давал офицерам местного гарнизона. Здесь и нашел себе жену - купеческую дочку Сергееву Прасковью с приличным приданным. Вскоре у них появилась дочь, названная с согласия отца русским именем - Евдокия. Всего в их семье было четверо детей. Н.А. Савину удалось обратить на себя внимание Саратовского губернатора Панчулидзева и с его согласия начать обучать дворянских детей французскому языку и фехтованию. Савин становится популярной личностью среди «саратовского бомонда».

По воспоминаниям современников, к своему 100-летнему юбилею Савин меньше всего походил на француза. Внешне он стал похож на дородного русского купца – его лицо украшала окладистая борода, одевался он всегда очень просто, «на русский манер». Преподавательскую деятельность Савин завершил в 1874 г., когда ему исполнилось 106 лет. Уйдя на заслуженный отдых, он на скромные сбережения приобрел маленький флигель с окнами на Грошовую улицу (ныне улица Дзержинского/Вольская), где провел последние годы жизни со своей состарившейся дочерью. С плетеной корзинкой ходил на Митрофаньевский базар (сегодня Крытый рынок), покупал продукты и сам готовил себе и своей дочери нехитрое кушанье.

В 1888 г. Н.А. Савину - 120 лет. В славный юбилей его посетил дипломат и российский военный историк Военский Константин Адамович (1860-1928). В результате долгих бесед с ветераном и его увлекательных рассказов о войне 1812 г., ученый написал пространную статью о необычной жизни и судьбе обрусевшего француза. После опубликования в санкт-петербургской газете «Новое время» статьи «Последний из ветеранов Великой армии» имя Савэна-Савина приобретает не только всероссийскую, но и мировую известность. Во многих европейских газетах появились сообщения о том, что где-то в российской глубинке живет единственный оставшийся в живых свидетель событий героической наполеоновской эпопеи. Позднее из Франции в Саратов пришла небольшая бандероль, в которой была коробочка с медалью Святой Елены и грамота к ней за подписью военного министра Франции генерала Мерсье. На медали была надпись: «Последняя дума Наполеона – о его сподвижниках славы!»

Но силы Николая Андреевича были на исходе. Через два месяца после награждения он умер. Скончался последний солдат Наполеона во вторник 29 ноября 1894 г. в своем саратовском доме.

Живёт в Саратове видный учёный-историк - Виктор Петрович Тотфалушин. Занимается Наполеоновскими войнами и их героями. История Ж.-Б. Николя Савэна привлекла его.

Мы идем с В. П. Тотфалушиным по Саратову. Повторяем маршруты, по которым двигалась согбенная фигура последнего солдата армии Наполеона.

Все, кто писал о Савэне, ссылались на его устные рассказы, — говорит Виктор Петрович — так как документы, по словам ветерана, сгорели во время пожара Присутственных мест в 1840-х годах. А вот и они... Трехэтажное здание Присутственных мест в Саратове на улице Радищева (бывшая Никольская), где находилось Губернское правление при Николя Савэне, недавно отреставрировали и выкрасили в желтый цвет. Тогда, напротив, находилась Контора опекунства иностранных поселенцев. Позже на ее месте построили общежитие первой в Поволжье консерватории. В Присутственные места и в Контору Савэн, по словам Тотфалушина, мог нередко приходить по своим делам. И, конечно, Савэн был прихожанином находившегося поблизости католического собора Святого Климента (теперь к/т «Пионер») на улице Немецкой (ныне Кирова). Вот и все «савэновские места» Саратова...



Комментарии