Три Андрея города Владимир
Успенский собор, Владимир, Владимирская область
Наша Родина занимает первое место в мире по территории. Располагается и в Европе, и в Азии. Страна с богатой историей и культурой. Однако современная молодежь плохо знает историю, культуру и географию России, потому что перестала путешествовать по нашей огромной стране. Путешествия ведь это не только отдых за границей в формате «все включено». Но, к сожалению, турфирмы широко рекламируют путешествия исключительно в Турцию и Египет.
Я живу во Владимире с 1977 года. Первые дни я не могла нагуляться по его старинному центру. Все поражало мое воображение: старинные храмы, Золотые ворота, монастыри, улочки, которые, казалось, таили невероятные загадки и тайны.
На сегодняшний день я уже многое для себя открыла и хотела бы заинтересовать моим любимым городом вас. Например, как вы считаете, почему Владимир можно назвать городом трёх великих Андреев? Задумались? Хорошо!
Андрей Боголюбский и Успенский собор
А связаны их имена с Успенским собором. Я много раз посещала особенно полюбившийся собор, который был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества.
Со вступлением на престол князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, началось большое строительство, появились каменные здания, территория города расширилась. Князь Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привел мастеров из всех земель».
Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.
Андрей Рублев и "Страшный суд"
В соборе с большим интересом я рассматривала фрески ещё одного Андрея – Андрея Рублева. Что мы знаем о жизни этого иконописца, святого подвижника? Думал ли он о том, кто и как оценит его труд?
Биографические сведения крайне скудны. Его житие приходится собирать буквально по крупицам. Жил в Москве, воспитывался в светской среде, учился и работал в дружине Московских художников. Летопись оставила лишь два бесспорных упоминания об Андрее Рублеве.
Год 1405. Андрей вместе с Феофаном Греком и Прохором участвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Роспись не сохранилась.
Второе упоминание -1408 год. Московский князь Василий, сын Дмитрия Донского, посылает дружину мастеров обновить живопись Успенского собора. Весь объем фресок не известен. «Страшный суд» - основная тема в росписи Успенского собора.
До Рублева творения художников на тему «Страшного суда» наводили ужас, были пугающими. В сценах же «Страшного суда» Андрея Рублёва мы не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – всё пронизано светом, радостью встречи с Христом. Это Владимирский период его творчества.
Великий мастер коснулся своей кистью глубочайшей нравственности. Подобного еще не было. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. Но не так просто было воплотить эту идею в жизнь.
Андрей Тарковский и "Страсти по Андрею"
Прочувствовать метания иконописца помогает нам третий Андрей – Андрей Тарковский, один из лучших кинорежиссеров мира в 20 веке. Его фильмы образуют величественный цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир.
В 1966 году Андрей Тарковский проводил во Владимире съемки фильма «Андрей Рублев. Страсти по Андрею» и предложил свою версию. По его мнению, в тот период Андрей Рублёв переживал творческий кризис. Он не мог писать фреску «Страшного суда», потому что изображать муки грешников далеко не то же самое, что свидетельствовать о Божьей любви. И, как считает режиссер, художнику помогло присутствие блаженной девушки, которая горько рыдала над исчерненной стеной белокаменного храма.
Тот плач неразумного создания над зримым воплощением человеческого греха утешает Андрея Рублева. Он пытается отыскать в себе силы не сломиться перед силой греха и из последних сил хочет верить в силу прощения и любви. Андрей Рублёв находит в себе силы и пишет фреску «Страшный суд», которая по сей день поражает своей исходящей от неё милости.
Спустя более 600 лет мы можем своими глазами увидеть то, над чем так трудился художник. В августе 1995 года на Соборной площади был поставлен бронзовый памятник великому иконописцу Андрею Рублеву к тысячелетию города Владимир.
Мне кажется, городу не хватает еще одного символа, напоминающего о третьем Андрее, великом режиссере, который помог нам лучше понять творчество другого великого художника.
Подобных открытий во Владимире можно сделать очень много. Познавать его историю, культуру и природу безумно интересно. Есть огромная разница между чтением книги и непосредственным переживанием описанных там событий. Все надо ощутить и попробовать. Поэтому обязательно приезжайте к нам!
Комментарии
Ригу
Здорово. Мне бы так полюбить свой город.