Героический подвиг летчика Киселева Дмитрия Алексеевича - ХранителиРодины.рф

Кыштымец, с детства мечтавший покорить небо. Пройдя нелегкий жизненный путь, мечта его сбылась. Только за 39 дней участия в Гражданской войне в Испании Дмитрий Киселёв совершил 70 вылетов, провёл 981 час в воздухе, принял участие в 112 боях, сбил шесть самолётов.

В истории есть немало людей, историями и поступками которых мы восхищаемся, а также удивляемся тому, как они смогли справиться в невероятно сложных ситуациях. Во многих случаях им помогло мужество и отвага, умение трезво рассуждать и выбирать правильный план действия. Некоторые из них смогли пережить суровое испытание только благодаря силе воли и непреклонности. Одни из таких бесстрашных был, наш земляк, кыштымец Киселёв Дмитрий Алексеевич.

Его жизнь оборвалась, едва перевалив за тридцать. И ему никогда не быть ни днем старше. Но в его тридцать с не большим лет вместилось столько и таких событий, про которым можно с уверенность сказать – это была героическая жизнь.

Киселев Дмитрий Алексеевич родился 6 ноября 1909 г. в городе Кыштыме в семье рабочего. Здесь он провел свое босоногое детство. Очень трудным оно было. Дмитрию было девять лет, как умер его отец. Хорошо запомнил царского урядника и белую армию, Колчака и мятежных чехословаков. Четыре года учился в кыштымской школе первой ступени. Учился хорошо и мечтал о дальнейшей учебе. Однако семья жила бедно. А тут наступило и вовсе страшное, голодное время в поисках куска хлеба. Дмитрию со своим братом Сергеем пришлось искать дополнительный заработок за пределами своего родного дома.

В 17 лет он устроился работать в портняжную артель, затем работал на строительстве электроподстанции, на медеэлектролитном заводе.

В 1929 году Дмитрий ушел добровольцем в РККА.

В мае 1931 года красноармеец Дмитрий Киселев стал курсантом 2-й Военной школы авиатехников в г,Вольске . Начались дни учебы: главный упор делался на изучение матчасти самолетов. Уралец стремился познать это дело в совершенстве. В этом же году его приняли в ряды Ленинского комсомола, а после окончания школы Д. Киселев, как одного из самых способных авиатехников, направили служить в научно-исследовательский институт ВВС РККА.

Но его зовет небо, он хочет летать сам. Настойчивое желание уральского парня командование наконец удовлетворяло. Его зачислили слушателем Качинской 1-ой военной школы.

И вот день знакомства с небом настал для него. С бьющимся сердцем Дмитрий положил руки на штурвал. Взревел мотор и …самолет, набирая скорость, послушно оторвался от летного поля.

С того момента Дмитрий Киселев «заболел небом».

Пройдет время, и в его личном деле появится аттестация, всесторонне его характеризующая .. «Дисциплинирован, трудолюбив. Требователен к себе и подчиненным. Чувство ответственности за порученное дело имеет. В выполнении принятых решений настойчив. В партийной и общественной работе принимает активное участие. Много работает над повышением военных и специальных заданий. Хороший методист. Умело может передавать свои знания подчиненным. Физически развит хорошо, здоров, вынослив. Огневая подготовка из личного оружия отличная. Строевая подготовка отличная, командным языком владеет хорошо, летает на самолетах: У-2. Р-1, Р_5, И-15, И-153, УТИ-4, И-16, МИГ- 5, материальную часть знает отлично, эксплуатирует грамотно. Техника пилотирования отличная. Летает спокойно, уверенно. Имеет налет 1225 часов, 2000 посадок. В полетах внимательный и осмотрительный…»

Вывод: целесообразно перевести в истребительскую авиацию с назначением на должность командира истребительской эскадрильи.

За подписью Майор Машков

Старший политрук Шурчиков»

Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 26 марта по 13 августа 1938 года, был командиром звена истребителей И-16. В Испанию Дмитрий Киселев попал уже в конце 1937 года. О том . какие это были жаркие схватки с мятежниками, свидетельствует его испанский дневник. Вот несколько скупых записей. Сделанных рукой самого Дмитрия Алексеевича Киселева в блокноте в период с 23 мая по 19 июля 1938 года:

«23.5. Сопровождение Каталония – Балатер и бой с «фиатами» в районе Балатер. Бой продолжался 30 минут. Звеном сбили два «фиата» …

31.5. Патрулирование- район Теруэля. Сначала обстреляла зенитка , потом бой с «фиатами» - 25 минут. Сбил один «фиат».

13.6. Сопровождение Каталония – район Вильяфалис. Обстреляны зениткой. При возвращении 2 воздушных боя со «шмидтами»

14.7. Патрулирование – район Сарион. Был воздушный бой с «фиатами». Звеном сбили одного «фиата» и парой – одного «фиата»

Только за 39 дней – 70 вылетов 981 час в воздухе). 112 боев, 6 сбитых самолетов. Всего в республиканской Испании он пробыл девять месяцев. Командовал звеном, потом отрядом. Кастальская земля приняла в себя трех его друзей по оружию. В том числе земляка –уральца Нежданова. В боях над Мадридом, на Эбро, Теруэлем прошел Дмитрий жестокую школу борьбы с фашизмом.

Из книги С. В. Абросова «В небе Испании. 1936-1939 годы»

«…Над своим аэродромом попал в сложную ситуацию и чуть не погиб Дмитрий Киселев на И-16. На высоте 150 м при скорости 370-380 км/час при попытке перейти в резкий набор высоты «ребро атаки левой плоскости завернулось к верху», летчик сбросил газ и стабилизировал машину в горизонтальном полете. Произвести посадку в таком состоянии не представлялось возможным. Дмитрий попытался набрать высоту для прыжка с парашютом, но при даче газа самолет переворачивало. Ничего не

оставалось, как все же попытаться приземлиться. Разворот и заход на посадку стоили летчику огромных усилий, но увенчались успехом, только на пробеге произошла поломка, летчик не пострадал, а самолет серьезных повреждений не получил…»

За испанский подвиг летчик Дмитрий Алексеевич Киселев был отмечен высокой правительственной наградой – орденом Боевого Красного Знамени.

17 апреля 1939 года в парадном золотисто-белом Георгиевском зале Кремлевского Дворца собралось много командиров. Всесоюзный староста М.И. Калинин вручал награды. А на другой день ТАСС в газете «Красная Звезда» об этом сообщало:

«Грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза и орден Ленина получил майор С.И. Грицевец (Грицевец Сергей Иванович – командир авиагруппы республиканских ВВС в Испании, старший лейтенант; командир авиаэскадрильи 70-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа), майор) награжденный за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению обороны мощи Советского Союза и за проявленное мужество ..

Ордена и медали получают майоры и капитаны, среди которых числится наш земляк капитан Д.А. Киселев …»

Специальные задания правительства по укреплению обороны мощи Советского союза – это испанский подвиг. Но такую расшифровку, по известным причинам, знали немногие.

Вскоре после приема в Кремле Д.А. Киселев выехал на тренировочные сборы в КУНС( курсы усовершенствования начальствующего состава). Это был своеобразный слет инспекторов по технике пилотирования под Рязанью Здесь он встретился со своими друзьями майором П.Д. Осипенко, уже ставшим комбригом и генералом А.К. Серовым. Но вскоре радость встречи со старыми соратниками омрачилась гибелью Серова и Осипенко.

После похорон на Красной площади Д.А. Киселев вернулся на место службы. Едва жизнь его начала входить в свою привычную напряженную колею, как нагрянул новый удар.

В сентябре-октябре 1939 г. участвовал в польской компании. В декабре 1939 г. был направлен в Прибалтику, Латвию. В это время он поступил в Высшую военно-воздушную академию. У него родилась Валентина. Он очень любил ее. Но все планы прервала война 1941 года.

В первые числа войны Киселев со своими товарищами уже вел жаркие бои с фашистскими стервятниками, защищая город Каунас. Это были жесточайшие бои - куда жестче испанских. В них Киселев обагрил прибалтийскую землю своей кровью. Но и враг жестоко поплатился за нее: на личном счету Киселева появилось немало сбитых немецких самолетов.

После выздоровления командование направило Д. Киселева в Ульяновскую 8-ю военно-авиационную школу первоначального обучения. Там он учил летать молодых курсантов на У-2 . Но Дмитрий Киселев тяготился этим. И раппорты следовали один за другим. В них он просится только на фронт, только в бой. Ведь там его товарищи. А его, опытного и обстрелянного аса, держат здесь, в тылу.

И вот он снова на фронте. При защите Харькова Киселев был ране. О том, как храбро сражался в те дни кыштымец, свидетельствует тот факт, что после госпиталя командование предоставило ему краткосрочный отпуск. А в такое время более высшей награды не было. И он поехал в Кыштым. Там встреча с семьей , родными и близкими.

Это было в августе 1942 года. А в начале 4 сентября 1942 года при выполнении боевого задания на аэродром не вернулся.

Героический подвиг Дмитрия Алексеевича Киселева – это достойный образец для молодого поколения. Светлая память Герою Отечества – Д.А. Киселеву .



Использованная литература:

1. С. В. Абросова - "В небе Испании. 1936 - 1939 гг."

2. .Газета «За цветные металлы» Кыштымского РК ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся за 1941 – 1945 годы. Фонд 69, оп.3, д. 9. Государственного архива администрации КГО.

3. Данные Военного комиссариата г.Кыштым и г.Карабаш Челябинской области.

4. Б.М.Мещеряков «Кыштым. Исторический очерк», Магнитогорск, 1997 г.



Электронные источники:

1. http://airaces.narod.ru/spane/kiselyv.htm

2. https://sovpilots.ru/cards/19_kas-kn/kiselev_dmitry_alekseevich.html

3. https://proza.ru/2015/06/11/181



Лариса Валентиновна Цукерберг , руководитель клуба краеведов "Тихое зимовье", г. Кыштым

Комментарии