Купите в прошлое билет
Прасковья Мартыновна Кетова (Пискулина), Мокроусово, Курганская область
О владелице дома, в котором располагается Мокроусовский историко-краеведческий музей
Главной достопримечательностью Мокроусовского района Курганской области, его визитной карточкой является, несомненно, наш Мокроусовский районный историко-краеведческий музей. Вряд ли найдется в нашем районе человек, который бы не был в музее, не проникся чувством гордости за свою малую родину, пройдя по его залам. Под здание музея был выделен особняк купчихи Кетовой Прасковьи Мартыновны – прекрасный архитектурный памятник начала XX века, расположенный в центре села.
О владелице этого особняка было известно немного и мы знакомили посетителей с историей здания по сохранившимся воспоминаниям старожилов. Из них следовало, что двухэтажный дом с высокими потолками, с изразцовыми печами, с глухими коваными воротами был построен в 1904 году, а рядом склад, дом для прислуги, кухня, баня – все за высокой из красного кирпича, стеной – большая усадьба Прасковьи Мартыновны. Сад за домом был огорожен деревянным забором, но в 1913-1914 году на Задней улице выгорел целый околоток, и вот тогда-то вся усадьба была обнесена высокой кирпичной стеной с коваными остроконечными решетками, с куполом на столбиках ограды.
Для строительства дома кирпич возили из Челябинска, подрядчик брал из любой телеги кирпич, бросал его с высоты, если он разбивался, то всю партию возвращали обратно. 200 подвод возили землю, разворачивались в этой яме, где закладывали фундамент. 100-150 подвод отправляли за кирпичом. Здание двухэтажное, в цокольном этаже находились товары, припасы, жила прислуга. В соседних зданиях жили служанки, конюхи, скотники, были кухня и прачечная. На втором этаже жила Парасковья Мартыновна с семьёй.
Торговали в её магазинах приказчики: мукой, хозяйственными товарам, пряниками. В доме топились изразцовые печи, обогревая весь дом, все дымоходы были выведены в один и сделан большой чулан из красного кирпича. Пол сделан из широких и толстых досок, плотно подогнутых друг к другу; арочные окна и двери, мраморные подоконники. Всё это сохранилось до нашего времени. Летняя веранда украшена деревянной резьбой. Окна соединены по два, украшены орнаментом, парадная лестница с перилами вела в дом с улицы.
Потолки были украшены лепниной (по легенде на потолках были расписные розы, амуры, купидоны). В центре потолка висели канделябры, позднее лампы. Лепнина на потолках сохранилась и сейчас. Сохранились и изразцовые печи в том виде, что были в начале XX века. По большим праздникам Парасковья Мартыновна ходила в церковь. В доме в маленькой комнате была молельня, где проводились домашние службы. В настоящее время там, где у купчихи Кетовой была молельня, открыт зал купчихи Кетовой Парасковьи Мартыновны.
В 1918 г. Прасковья Мартыновна закупила зерно и, не дожидаясь обычных 3-х лет, стала его быстро отправлять на ст. Лебяжье. Ежедневно уходило туда до 30 нанятых ею крестьянских подвод. Когда мужики поинтересовались насчет спешки, она ответила, что хочет уехать в город. Товар в ее магазинах стал таять. Особенно это стало заметно весной 1919 г. Ее примеру последовали и другие купцы. Из Мокроусово они уехали вместе в одну из июльских ночей. Уехали в неизвестном направлении, оставив свои дома, магазины и хранилища пустыми. Они хорошо знали, что бои приближаются к Мокроусово все ближе и ближе…
Интересные и важные сведения, раскрывающие историю семью Кетовых, получены нашим музеем из Тобольского архива. В документах архивного фонда «Тобольский окружной суд» хранится «Дело об утверждении к исполнению нотариального духовного завещания умершего крестьянина Мартына Екимовича Кетова» (1900 г.), заверенного в нотариальной конторе нотариуса А.В. Хаберева по Троицкой улице в г. Кургане. Из документа следует, что М.Е. Кетов в этот период проживал временно в г. Кургане на Дворянской улице в доме Гореванова.
Все без исключения движимое и недвижимое имущество в с. Мокроусовском Ялуторовского уезда оставил в пожизненное владение свое жене Евдокии Фроловне Кетовой. В марте 1900 года Евдокия Фроловна обращается в Тобольский окружной суд с представлением нотариального духовного завещания мужа. Кетов оставил в пожизненное владение своей жене все без исключения свое движимое и недвижимое имущество в селе Мокроусовском Ялуторовского уезда:
1)каменный одноэтажный дом со всеми надворными постройками: четырьмя каменными кладовыми, одним каменным каретником и кроме того две каменных лавки и здание мыловаренного заведения;
2)деревянные лавки и флигель с таковыми же надворными постройками, находящимися при станции Лебяжьей Западно-Сибирской железной дороги, на общественной земле;
3)деревянный дом с надворным строением, находящийся в с.Макушино;
4)мануфактурные, галантерейные, бакалейные, москательные (т.е. хозяйст-веннобытовые) товары в означенных выше лавках;
5)разная другая домашняя движимость. Все имущество оценено в семьдесят тысяч рублей, нигде не заложено и застраховано в Первом Российском страховом обществе.
В завещании указывается, что все «благоприобретенное имущество» после смерти жены Е.Ф.Кетовой должно быть передано в полную собственность сыну, крестьянину Шадринского уезда Каргапольской волости Сергею Мартиновичу Кетову и дочери ялуторовской мещанской вдове Парасковье Мартиновне Пискулиной, урожденной Кетовой, с тем условием, «чтобы по истечении одного года со дня утверждения завещания в исполнение было вложено в одно из кредитных учреждений по одной тысяче на имя каждого из нижепоименованных внучат моих, а именно на имя дочери крестьянина Шадринского уезда Каргапольской волости Вассы Сергеевны Кетовой и двух дочерей и одного сына ялуторовского мещанина Екатерины, Зинаиды и Анатолия Ивановых Пискулиных;
2) в случае нежелания дочери моей и сына участвовать в моем торговом деле и владении имуществами при жизни или после смерти жены моей, а их матери, то им предоставляю право заявить о таковом нежелании и не ранее чем через два года получить, не причиняя ущерба делу, денежные средства: сыну, Сергею Мартиновичу Кетову тридцать тысяч рублей, а дочери Парасковье Мартиновне Пискулиной двадцать тысяч рублей. Он завещает своим детям строго соблюдать отчетность в делах по заведенному им порядку, жить в любви и согласии в полном послушании матери своей.
В справке сообщается, что исходя из документов дела (посемейного списка 1889 года) Прасковья Мартыновна Пискулина (Кетова) была дочерью крестьянина пермской губернии Шадринского уезда Каргапольской волости, села Вороновского Мартина (Мартына) Екимовича Кетова и внучкой крестьян той же волости и села Екима Даниловича и Татьяны Григорьевны Кетовых (оба ок.1817 г.р.). Был брат Сергей (около 1817 г.р.). Прасковья Мартыновна на период 1889 года была уже замужем и в посемейном списке не указана, но на период 1900 г. была уже вдовой ялуторовского мещанина Ивана Пискулина (отчество не установлено), у нее было трое детей: Екатерина, Зинаида и Анатолий (возраст неизвестен).
В переписных листах Первой Всеобщей переписи населений 1897 г. по го-родам Кургану, Ялуторовску, частично по г. Тюмени, а также в переписных листах по с. Мокроусовскому Ялуторовского уезда и с. Макушинскому Курганского уезда семьи Кетовых и Пискулиных не выявлены. Вероятно, на этот период они проживали в другом населенном пункте Ялуторовского или Курганского уезда. Для дальнейшего поиска предстоит выяснить, в каком именно. Сотрудники музея продолжат работу с Тобольским архивом и установлением более полных сведений из биографии Прасковьи Мартыновны Кетовой (Пискулиной).
И сегодня районный историко-краеведческий музей продолжает оставаться наиболее интересной достопримечательностью Мокроусова. Прошедшие десятилетия убедительно доказывают правильность, своевременность и значимость расположения музея в уникальном историческом здании купчихи П.М.Кетовой.
Комментарии