История ажурной паутинки - ХранителиРодины.рф

Тонкий, теплый и прочный пух, как из него мастерицы создают невероятные шедевры? Семейные тайны хранятся веками, но некоторые из них порой раскрываются. Стоит узнать в чем заключается загадочная энергетика веретена и как зарождался промысел пуховязальщиц в сибирских степях.

Музей расположен в самом сердце Оренбурга, где посей день хранят традиции и берегут память пуховых изделий. Однако первые платки начали носить не на Руси. Оренбургские казаки, защищавшие границы страны, обнаружили на джигитах из Киргиз-Кайсацкой орды тонкую и теплую одежду из пуха. Так до нашей страны дошли основы и приемы пуховязания. Может показаться неочевидным, какой сложный путь от самого начала, когда происходит обработка шерсти, создание ниток до готового изделия проходит мастерица.

Художественный промысел уже более 300 лет процветает на южных границах. Каждый платок индивидуален: бывают тонкие-ажурные «паутинки», пуховые шали, палантины, пелерины. Вязальщицы придумывают для своих изделий разнообразные узоры, композицию и стиль. Традиционный орнамент сохраняются на современных платках и пользуются таким же огромным спросом, как и фабричные вышивки. А узнать оренбургский платок из тысячи можно сразу же по неизменным мотивам так называемых «шишечек» и «ландышей».

Всемирное признание оренбургского платка

Не смотря на длинную историю пуховязания, всемирную известность оренбургские платки получили только в середине 19 века, когда Россия начала активно ездить на европейские выставки в Париже, Лондоне, Брюсселе. Козий пух считается самым тонким в мире, поэтому изделия получаются мягкими и теплыми. Для создания такого пуха необходимы определенные условия. Шерсть коз становится тонкой и пушистой под влиянием сильных метелей и морозов в сибирских степях. Так в 19 веке французы вывезли к себе на родину несколько представителей данной породы, однако в скором времени в теплом и мягком климате тонкий пух не сохранил своих прежних особенностей и стал грубеть.

Семейные тайны

Богатый опыт вязальщиц передается из поколения в поколение и его секреты тщательно оберегаются. По этой причине некоторые из техник утеряны, например, в музее представлен платок, которому более 80 лет. Он выполнен в старинной технике, его окантовка коричневого цвета имеет настолько сложный и кропотливый узор, что он не каждому под силу, к тому же все усложняется тем, что платок носился. Основатель музея рассказывает, что несколько лет назад к ним приходила в гости пожилая женщина, которая работает в данной технике, однако секрет своего мастерства она рассказывать отказалась. Вот так от бабушки к внучке и от матери к дочке переходят семейные традиции и предания. А тайны так и остаются не разгаданными.

Кропотливый труд домочадцев

На создание одного платка уходит безумно много времени, казалось бы, что трудного за один вечер связать целое полотно, однако хранитель музея переубеждает: чтобы мастеру создать один платок прежде всего необходимо обработать шерсть, перебрать и вытащить колючие части, а после сделать из них нитки – все это подготовительная работа, которую обычно совершает не одна мастерица, а вся её семья.

Для посетителей в музее проводят мастер-класс, на котором можно попробовать все эти основные подготовительные этапы перед вязанием.

Интересен тот факт, чтобы обчесать одну козу необходимо около 1,5 тысяч раз пройтись гребнем, который индивидуально изготавливается для каждого мастера. С виду этот инструмент очень простой: деревянная ручка и несколько металлических зубьев, чтобы быстро и качество собрать пух, не травмируя козу мастер настраивает свой гребень, как музыкальный инструмент.

От уже готовых ниток до целого изделия в среднем уходит около 240-250 часов, то есть один платок может изготавливаться в течение месяца, так как в основном его производство не является постоянным – это хобби, которым себя занимают хозяйки зимними вечерами. Зачастую некоторые части делаются на автомате, особенно если это простой узор.

"Энергетический разряд"

Как спящая красавица могла уколоться деревянным веретеном, которое не имеет острых зазубрин? По древним преданиям веретено при вращении заряжается энергией, которая способна излечить или травмировать человека. Поэтому прекрасная девушка в сказке уснула после «энергетического разряда», хранившегося в заколдованной палочке. В музее подробнее расскажут о таких простых и в то же время необычных «волшебных инструментах».



Галия Кимовна – основатель первого частого музея пухового платка с детства занимается этим ремеслом и входит в гильдию оренбургских пуховниц. По её воспоминанием из детства, она помогала маме подготавливать нитки и обрабатывать шерсть. А в более взрослом возрасте совмещала домашнее задание с любимым делом, например, учила наизусть стихотворение и параллельно вязала.

Путешествуя много лет по России с выставками оренбургских платков, они сталкивалась с такой ситуацией: «Люди неправильно получают информацию. Они не знаю, как создается настоящий платок, поэтому возникла идея сделать музей. Здесь мы рассказываем и показываем все основные этапы изготовления ниток и пряжи на мастер-классах». Обязательно прикоснитесь к настоящей шерсти, попробуйте вычесать и расправить каждый ворс, а затем изготовить свою первую нить.

Справочная информация

Музей расположен по адресу:

Оренбург, проезд Знаменский, д. 1/1.

Открыт ежедневно с 10:00—19:00.

Узнать подробнее на сайте: http://muzey.gp56.ru/

Комментарии