«Бил врага наводчик…» - ХранителиРодины.рф

Старшина Скворцов Дмитрий Филиппович - командир противотанкового орудия. Участвовал в отражении многочисленных ожесточенных атак противника. В послевоенное время проживал в Маршанском совхозе Каргатского района Новосибирской области. Часто выступал среди учащихся с рассказами о боевых подвигах во время Великой Отечественной войны.

Небольшого роста, неторопливый в движениях. Дмитрий Скворцов сразу обратил на себя внимание. Природная смекалка сибиряка, острый глаз охотника далекого Алтайского села, помогли бывшему скотоводу, за короткий срок разобраться в премудростях оптической системе и механизме наводки артиллерийских орудий. Призванный в первые дни войны, он прошел хорошую военную подготовку на Дальнем Востоке в одной из полковых школ.

И уже в октябре 1941 года на Западном фронте он вступил на долгий и тяжелый путь, до полной капитуляции немецко - фашистских войск, Дмитрий Филиппович Скворцов не покидал рядов защитников нашей Родины. За это время он принимал участие во многих кровопролитных схватках, познал горечь отступления и радость Победы. Но ни разу не дрогнула рука гвардейца, наводя орудие на вражеских солдат, ведущих великую битву за свою свободу и независимость. Непоколебимая вера в партию и народ, горячая любовь к Отчизне помогали отважному сибиряку творить героические дела на фронтах Великой Отечественной войны. Родина высоко оценила ратный подвиг рядового колхозника - боевые награды украшают грудь гвардейца. Он полный кавалер орденов Славы. И за каждым орденом подвиг.

В конце июня 1941 года наши войска вели успешное наступление в Белоруссии, освободили Минск и разгромили главные силы немецкой группы армии «Центр». Восточнее Минска оказалось в окружении, крушила немецкая группировка, численностью более 100 тысяч солдат. Армии 2-го Белорусского фронта, наступая на запад, одновременно преграждали гитлеровцам выход из окружения на юг и юго-запад.

В районе населенных пунктов Дерган и Плебонцы противник большими силами пехоты при поддержке артиллерии пошел на прорыв. Командир 971-го артиллерийского полка гвардии майор Лосев приказал первой батарее выдвинуться на главное направление прорыва противника и огнем своих орудий помочь стрелковым подразделениям остановить врага, не дать ему вырваться из окружения.

«Полковушки», как ласково называли бойцы 76мм пушки, были быстро доставлены на исходный рубеж. Артиллеристы выкатили орудия на прямую наводку. Для оборудования закрытой позиции не было времени, да и обстановка требовала большой маневренности. Развернув и закрепив станины лифта, батарея приготовилась к бою. Противник не заставил себя долго ждать. Одна за другой на шоссе показались машины с ровными рядами солдат в кузовах.

-Осколочно - фугасный!- подал команду командир батареи. Снаряд вошел в ствол. Наводчик Дмитрий Скворцов припал к панораме своего орудия. Плавные повороты рычага наводки подвели перекрытие на головную машину.

- Огонь!-

Командиру орудия в бинокль было хорошо видно, как от взрыва снаряда вражеская машина развернулась и накренилась на правый бок. За борт посыпались солдаты.

Дмитрий не отрываюсь от панорамы, дал знак рукой заряжающему, сухой щелчок замка и рука легла на спусковой рычаг. От выстрела ствола дернулся назад и пальнул снова.

Разгорелся жестокий бой. Орудия били по врагу прямой наводкой. Спокойно и деловито, как и все, что он когда-то делал в родном колхозе «Урожай», наводчик красноармеец Скворцов Дмитрий после каждого выстрела тщательно устанавливал прицел. Снаряды ложились точно. На поле боя все больше оставалось застывших серо-зеленых фигур противника.

Немецкая колонна, словно столкнувшись о непреодолимое препятствие, остановилась, фашистам пришлось разворачиваться в боевой порядок под огнем. Этим и пользовались наши стрелковые подразделения.

- Подавать пулеметы!- прозвучала новая команда. Командир орудия назвал ориентиры еще двух огневых точек противника. И вновь наводчик рядовой Скворцов не отрывается от панорамы. После очередного выстрела увидел, как немецкий пулемет отбросило в сторону, а расчет, засыпанный землей, остался лежать на краю воронки. Но другой пулемет продолжал заливаться длинными очередями. Дмитрий оторвался от окуляра. Расслабленное тело, он присел на станину и закрыл глаза. Заряжающие и подносчики снарядов застыли в ожидании. Командир орудия не торопил наводчика, зная, что в азарте боя у них порой притупляется зрение. В таких случаях надо дать кратковременный отдых.

Через минуту Скворцов подав сигнал заряжающему, вновь припал к панораме. На этот раз воронка после выстрела образовалась точно на месте расположения немецкого пулемета.

Приготовить бронебойные снаряды!

Командир орудия передал бинокль Скворцову и указал ему наиближайший лесок. Из-за рощи, маневрируя между подбитыми машинами. На батарею двигался бронетранспортер. Быстро рассчитав угол прицела, Дмитрий развернул орудие. Частые взрывы снарядов батареи «полковушек», закрыли поле густым облаком дыма и пыли. Дмитрий с трудом различал очертание бронированной машины. Выждав, когда в просвете гари четко обозначался силуэт бронетранспортера. Скворцов произвел выстрел.

Войска 2-го Белорусского фронта, не снижая наступления, гнали немцев с родной земли. Артиллеристы едва поспевали за пехотой. Но в самую трудную минуту боя они были на своем месте, как и подобает « богу войны».

Батальон, который поддерживал расчет « полковушки», Скворцова, сходу вышиб немцев из деревеньки Порите, что в Белостокской области. Опомнившись, фашисты под прикрытием танков решили вернуть выгодную для них позицию. И опять Скворцов с исключительной точностью посылал снаряд за снарядом по вражеским путям.

Как-то неожиданно вывернул из оврага танк. Скворцов развернул ствол почти в упор танку. И танк развернул свою башню с хоботом навстречу с орудием. Выстрелы прозвучали одновременно. И оба снаряда уходили в цель. Немецкий танк загорелся и раскатал правую гусеницу. А взрыв вражеского снаряда накрыл расчет « полковушки».

Дмитрий не сразу сообразил, что остался один у орудия. Командир был убит. Заряжающего санитары укладывали на плащ - палатку. Осколок снаряда задел и Скворцова. Не обращая внимания на ранение, Дмитрий зарядил бронебойным. Из оврага вылезал второй танк. Вот уже в этот немецкий танк выбросил из своего нутра густой черный столб дыма.

Командир стрелковой роты прислал на помощь Скворцову двух красноармейцев. Они быстро перевязали рану своему командиру «полковушка» вновь открыла огонь по наступающим фашистам. После этого боя командования наградило отважного сибиряка вторым орденом Славы.

Где ты товарищ Скворцов?

Письмо с таким вопросом пришло в 1968 в г. Каргат Новосибирской области от красных следопытов одной из школ далекого латвийского города Вильнюс. Авторы письма сообщали, что о Дмитрии Филипповиче они узнали из фронтовых документов, хранящихся в архиве.

Вступление в Восточную Пруссию солдаты и офицеры 2-го Белорусского фронта встретили с величайшим подъемом. Вот она берлога немецкого зверя.

...Уже в предутренние часы на батарее ощущалось ожидание близкого большого боя. На щитках у пушек записаны плановые огня, возле окопчиков поблескивают рассортированные снаряды. И когда на батарею падали долгожданную команду: «Приготовиться» - артиллеристы еще раз придирчиво окинули взглядом позицию, проверили точки наводки.

- Наводчикам взяться на шнур!- звонким голосом передал команду телефонист. У современных пушек нет шнуров, но эта команда освящена славными традициями лучшей в мире русской артиллерии. И она живет, как вечная память о былых победах.

- Залпом!

Даже бывалые батарейцы, привыкшие к грохоту любых орудий, вздрогнули. Словно заходила под ногами земля. Этот залп известил о начале мощной артиллерийской подготовки. В непрекращающемся гуле человеческий голос терялся, будто в громовых раскатах. Скворцов, как и все бойцы, до которых доносилась эта грозная лавина звуков, слушал ее с душевным волнением как величественную симфонию. Дмитрий в эти часы думал только об одном: стрелять как можно точнее, как можно лучше. Глядя на легкие движения рук мастера наводки, расчет орудия понимал, что все они сошлись сейчас для одного великого дела, истребить немецких захватчиков. И пока последний бандит не падет мертвым, они не расстанутся со своей пушкой.

…Командир взвода управления находился в роте, в рядах наступающих пехотинцев. С батареей его связывал телефонный кабель. Он видел, как взлетели на воздух фашистские дзоты, как снаряды взрывали на переднем крае вражеской обороны глыбы земли, разбрасывало трупы гитлеровских разбойников и наступала их неумолимая смерть даже в глубоких норах. И командир передал на батарею:

-Стреляли хорошо. Поставленную задачу выполнили три уничтоженные пулеметные точки, два развороченных дзота, до сотни убитых вражеских солдат и офицеров - таков был подарок расчета Скворцова в день рождения Советской армии на месте Грюнвальдской битвы. Как и пять веков назад, немецкие войска потерпели здесь полное поражение.

За весь период наступления в Прибалтике Скворцов по скромным подсчётам уничтожил до десятка пулеметных точек и дзотов, разбил четыре подводы с боеприпасами, заставил замолчать противотанковое орудие, подбил три танка, вывел из строя сотни солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старший сержант Дмитрий Филиппович Скворцов был награжден орденом Славы первой степени.

В 1945 году демобилизован. Работал животноводом в колхозе «Маршанский» Каргатского района Новосибирской области. Много лет проработав животноводом, он не бросал любимое дело. Каждое лето брал на откорм группу молодняка в Маршанском совхозе, а осенью сдавал скот государству высокой кондиции.

Скончался Дмитрий Филиппович Скворцов 12 мая 1980 года в возрасте 68 лет, похоронен в селе Маршанское Каргатского района Новосибирской области.

Имя полного кавалера ордена Славы Дмитрия Филипповича Скворцова увековечено в Новосибирске на Аллее Героев у Монумента Славы и Мемориале Славы в г. Барнаул.

Комментарии