Расскажи мне, бабушка... - ХранителиРодины.рф

Очерки написаны жительницей села Непецино Ксенией Гиривенко. Автор рассказов является краеведом Непецинской сельской библиотеки Коломенского городского округа. Ксения трепетно и кропотливо собирала по крупицам воспоминания о Великой Отечественной войне у своей бабушки Нины Васильевны и художественно претворила их в цикл рассказов о военном времени.

22 июня - последний день мирного неба! 

- Расскажи мне, бабушка, про войну!- просила уже подросшая Ксюша свою любимую бабушку после очередного просмотра любимой военной картины « Семнадцать мгновений весны».

- А что война? Война и есть война! Этим все сказано! - пыталась отогнать горькие воспоминания Нина Васильевна.

- Ну пожалуйста, с самого начала! Как вот ты узнала о ее начале?- настаивала девочка.- Ты уже тогда жила здесь, в Непецино?

- Да, сюда, в наше село мы переехали еще в 38-м году из деревеньки Шумашь, что под Рязанью. Сначала снимали комнату в бараке недалеко от скотного двора. Хозяйка, уж не помню почему, не разрешала готовить в доме, поэтому мы ходили каждый день на реку Северку и там, на берегу, разводили костер, на котором готовили себе еду. Отец работал плотником в Щурово, мать дояркой и полеводом в колхозе, ну и мы-старшие дети с малых лет трудились от зари до заката- летом в поле, зимой на лесовале. Видно, беда, и в правду, не приходит одна. Не успели мы похоронить своего младшенького двухлетнего братишку-Васеньку, трагически погибшего, как новое несчастье обрушилось на наш дом! Мама, наша бедная мама, родив своего последнего ребенка, скончалась от трепавшей ее уже несколько месяцев малярии, а через несколько дней умер и новорожденный мальчик.

Я думала, отец совсем не оправится после такого страшного удара, но сама жизнь приготовила нам новые испытания, ставшие не только личной трагедией, но и бедой для всего нашего народа!

Тот день - 22 июня 1941года, я помню, как вчера! Мне 15 лет. В свой выходной мы с подругой Олей Бычковой шли по липовой аллее к нашему храму, в котором тогда располагались различные конторы. Стояло жаркое лето. Зеленая листва шумела над головой, где-то в глубине парка кукушка отмеряла

нам годы безоблачной жизни, солнце припекало наши хрупкие, осунувшиеся от тяжелой работы, плечи- вся природа дышала жизнью и свободой!

- Оль, ты слышишь, что это за странный гул?- спросила я разомлевшую под утренними лучами подругу.- Как будто водопад бушует!

- Гул? Неа! Это, наверное, саранча так трещит в траве или ветер гудит в дуплах старых лип.- ответила она.

- Да нет! Какие липы? Это что-то другое! Какое-то механическое что ли!?

Странный звук становился все громче и ближе. В конце концов и Ольга вышла из своей мечтательной неги и навострила уши. С жутким ревом, разрывающим самый воздух, большая тень от самолета промчалась наперерез нашей дорожке ,и тут же ,через несколько секунд, на смену изумрудному лету пришла-золотая осень! Тысячи желтых листков падали с неба, создавая настоящий осенний листопад.

Я схватила одну из листовок и… Ничего не поняла! На бумаге были написаны ненашенские слова!

- Нина, это на каком же языке?- недоуменно пробегала страничку в поисках знакомых букв моя подруга.

- Не знаю, Оль! Ничего не понимаю! Что происходит?

Навстречу нам приближался невысокий мужчина в черном костюме и шляпе-

видно приезжий интеллигент, совсем не похожий на наших местных мужиков. Человек шел в какой-то глубокой задумчивости и отчужденности. Смотрел в землю и, казалось, ничего не замечал вокруг.

- Простите пожалуйста, вы не знаете, что здесь написано?- спросила я.

Незнакомец вздрогнул ,будто налетел на невесть откуда взявшуюся стену, и рассеянно посмотрел на протянутый ему листок бумаги.

Через минуту гражданин уже крайне внимательно читал про себя незнакомый для нас текст. Не сказав ни слова, он бросился бежать с листовкой в руке в ту сторону, откуда пришел.

- Дяденька! Что там написано?- кричала сверкавшему подошвами беглецу Бычкова.

- Девочки, срочно возвращайтесь домой! Сейчас может начаться бомбежка! Скажите всем, кого увидите, что ВОЙНА началась! – долетел до нас ответ отдаляющегося человека.т В невероятном страхе от непонятных слов  мы схватили с Олей по бумажке и помчались по своим домам. По пути мне никто не встретился, поэтому одна надежда на разъяснение была на отца.

Я вбежала во двор вся запыхавшись, и сразу бросилась к отцу, который столярничал в сарае.

- Пап, смотри! Там в парке из самолета скидывали вот такие бумажки! Дядька какой -то шел нам навстречу, а как бумажку прочел, бросился бежать назад и сказал нам домой идти, потому что сейчас может быть бомбёжка и, что какая-то ВОЙНА началась! - на полном ходу тараторила я. Что? ВОЙНА? А ну-ка, дай-ка сюда! - отец бросил рубанок и схватил листок.

- Пап, что там? Что написано? - Доча, что написано - я не знаю, потому что языку этому не научен. Но одно я понял! Это немецкий язык! И значит ВОЙНА действительно началась, и началась она с немцами! Так я никогда и не узнала, что было написано в тех листовках, но воспоминания о том

ужасном дне навсегда врезались в мою память желтыми страничками с черными готическими буквами!

Заюшкин гостинец

- Бабуль, а что это за блестящий белый камешек лежит в бумажке на полке рядом с сахарницей? - спросила шестилетняя Ксюша, забравшись на обеденный стол и обшаривая в поисках конфет подвесной кухонный шкафчик.  - Где? А ну-ка, покажи! - откликнулась из комнаты бабушка.

Девчонкаспрыгнула со стола на пол и поскакала на одной ножке в зал, зажав в кулачке

свою странную находку. - Ааа…. это? Это колотый сахар! - усмехнулась старушка.

- Сахар? - девочка лизнула языком «камешек» - И в правду - сладкое! - заулыбалась она.

-Ты только не грызи! Он старый очень, жесткий! Зубы поломаешь!

- Холосо! - лепетала внучка, пытаясь запихнуть в рот целый кусок. - Бабуль, а откуда у тебя такой сахар? Я думала - сахар только кубиками бывает или песком?

- Это заюшкин гостинец!- вздохнула бабушка,- давным-давно, когда я еще была маленькой…

- Как я? - перебила возбужденная девочка, возобновляя свою схватку с непомерно большим куском сахара.

-Еще меньше!- покачала головой пожилая женщина. - Жили мы своей семьей в небольшой деревянной избе с глиняной печкой под Рязанью. Отец наш Василий человеком был суровым, а мама Дарья - тихая, добрая женщина всех нас семеро ребятишек очень любила и жалела, когда папа наказывал. Жили мы бедно, и чтобы свести концы с концами родителям приходилось хвататься за любые приработки, а нас, малых деток, оставлять дома одних.

И вот, как-то холодным зимним вечером ( а зимы тогда были настоящие- с лютыми морозами и сугробами по пояс) возвращаются родители с лесозаготовки. Усталые, замерзшие, поди - поработай целый день на морозе под сорок градусов, но делать нечего- надо по дому еще справляться, ведь на печке в рядок сидят «желторотики» голодные и ужина ждут.

Сняла мама овчиный тулуп, надела платочек на голову и фартук и пошла к печке - кашу варить, а отец с ведрами за водой пошел на колодец.

Кручусь я возле матери, как ты сейчас вокруг меня, а сама норовлю в чугунный горшок нос сунуть - посмотреть, как каша готовится.

- Сбегай-ка, Ниночка, в сени - пару поленьев принеси, а то плохо огонь занимается!- сказала мама.

Я со всех ног бросилась выполнять мамино указание, а Вера, старшая моя сестра, решила меня обогнать и сама принести маме дров.

Короче говоря, устроили мы настоящую бойню за эти сухие деревяшки! Победил опыт! Радостная Верка помчалась с отвоеванными поленьями на кухню, а я осталась реветь от несправедливости на холодном полу в прихожей.

-Доченька, ну не плачь!- подошла ко мне мама и погладила по спутанным кудряшкам. - У меня тут в узелочке кое-что есть! Хочешь расскажу удивительную историю, которая сегодня со мной произошла? Подай-ка мне тот красный в горошек узел, что под вешалкой лежит! Я, размазывая по лицу слезы, пошла за указанной котомкой.

- День сегодня был какой солнечный, а мороз так щипал за нос, что он стал красным, как у Деда Мороза. Так вот, пока отец рубил ель, я от веток зачищала уже поваленную осину и вдруг вижу: скачет по снегу заяц в белой шубке и прямо ко мне! Остановился зайчик около меня, встал на задние лапки и заговорил человеческим голосом: «Ох, и холодно сегодня! Я тут деткам твоим гостинчик принес! Бери скорее, а я побегу к своим зайчаткам в теплую норку!»

Косой бросил к моим валенкам сверток, а сам бросился наутек, только я его и видела! Держи доченька, заюшкин гостинец и с сестрами и братишками не забудь поделиться! - сказала мама, сунув мне в руку бумажный сверток ценным подарком.

Я раскрыла от удивления рот и, чмокнув мамочку, побежала в комнату к ребятам.

- Что это? Что это? - вопили наперебой окружившие меня дети.

-Это заюшкин гостинец  для нас! - сияла я, как медный самовар.

Мы с нетерпением разорвали бумагу и достали на свет Божий куски вот точно такого же колотого сахара и замороженные ломти черного хлеба с сливочным маслом! Это была самая вкусная еда на свете!

Так, почти каждый вечер, мы ждали, что мама нам принесет заюшкин гостинец. И она всегда приносила и радовалась, глядя как мы уплетаем за обе

щеки скопленные за несколько дней несъеденные ее обеды.

 

Знаменский храм села Непецино

Знаменский храм села Непецино. Начало 60-х гг.

Липовая аллея парка села Непецино

Аллея, ведущая к Знаменскому храму

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в селе Непецино

Нина Харлапова с подругой Ольгой Бычковой

Нина Васильевна Харлапова

Ксения Гиривенко с бабушкой Ниной Васильевной Харлаповой

Комментарии