Край родной - гордость моя! - ХранителиРодины.рф

Актуальностью выбранной темы является необходимость в знаний культурного и исторического прошлого родного края, формировании уважения к известным, знаменитым людям, жившим и живущим в нашем поселке, любви к своему родному краю. Из любви к своим родным и близким, к своему жилищу, к своей школе, своему району, своей области складывается великая любовь к России. Чем краше и надежнее малая родина, тем мощнее и прекраснее Россия.

1. История и современность.

В Старокулаткинском районе на расстоянии 35 километров от районного центра основано мое родное село Мосеевка. По рассказам пожилых людей первыми жителями здешних мест были пришлые люди из Алтаря, крестьяне, бежавшие от непосильных налогов Ивана Грозного. Одного из них звали Муса, отсюда «Муса авылы», превратившееся в Мосеевка. [ 1].

Село относилось к Хвалынскому уезду Саратовской губернии, который был заселен татарами в основном при Петре I с 1704-1714гг. Это были люди из Тамбова, Симбирска, Казани, Пензы. Все они были служилыми людьми и посажены на дикие поля Хвалынского уезда. Согласно архивным данным 1881г. в селе было 148 дворов, 1144 человек. В 1883 году было 249 дворов, жителей -1386 человек. По архивным данным в 1911 году в Мосеевке было 393 двора,1994 проживающих в них людей, три мечети, три медресе, 1800 гектаров посевных угодий. На одно хозяйство приходилось по три гектара земли.

С декабря 1917г., начала 1918 годов начала устанавливаться советская власть в стране. В селе Мосеевка советская власть установилась в феврале 1918 года. В 1931 г. в селе образовалось сельхозартель «Возрождение», которая затем была переименована в колхоз имени С.М.Кирова. Первым председателем сельхозартеля «Возрождение» стал Хисаметдинов Фатих Хусаинович.

Силами односельчан в 1935-1936 годах было построено деревянное одноэтажное здание -типовая школа, первым директором которой стал молодой учитель, уроженец села - Джалялетдинов Ибрагим.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Из нашего села было призвано в армию 186 человек из них только 78 вернулись с фронта среди них 3 женщины – Кузяева Оркия, Аксянова Мушфика, Магдеева Мяшкура . За проявленные отвагу и мужество 5 участников войны нашего района были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них наш односельчанин Хусаинов Закарья Сафетович.

Родился он в 1914 г. в семье крестьянина. В Красную армию был призван в сентябре 1937г. На фронте –с августа 1942г. по 1944г.

11 октября 1944г. на территории Венгрии старшина Хусаинов ценой своей жизни разгромил немецкую колонну из 18 «тигров» и «пантер».

24 марта 1945г. старшине Хусаинову З.С. присвоено звание Героя Советского Союза, награжден орденом Красного Знамени, медалью «За оборону Сталинграда». Похоронен около населенного пункта Хайду-Соват в Венгрии. В селе Мосеевка в память подвигу Героя в 1964г. был поставлен обелиск. [2].

Также наше село славится легендарным разведчиком, полным кавалером ордена Славы –Динеевым Фатыхом Юнусовичем. Родился он в с. Мосеевка в августе 1923г. Ушел на фронт в 1942г. За мужество и отвагу в боях, Динеев Фатых Юнусович награжден орденами Славы III степеней, двумя медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», орденом Красной Звезды, знаками «Отличник-разведчик».

Слава нашим героям, солдатам и ветеранам за их мужество, силу, подвиг! Они достойны нашей памяти, уважения и почестей! Благодаря инициативе и поддержке односельчан в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне,9 мая в родном селе Мосеевка были возведены Обелиск полному Кавалеру ордена Славы -Динееву Фатыху Юнусовичу и мемориальная доска «Они вернулись с Победой», «Солдатским вдовам и труженикам тыла, ковавшим Великую Победу 1941-1945гг.» [3]

С целью сохранения историко-культурного наследия малой родины, библиотекарь Мосеевской сельской библиотеки выступила инициатором в сборе предметов материального характера (предметы быта, документы, фотографии, произведения народных промыслов и тд.), которые составили основу музейных экспозиций при библиотеке.

Результатом этой целенаправленной работы стал богатейший историко-краеведческий материал, который был положен в основу создания этнографического уголка «Я вырос здесь и край мне этот дорог». Он направлен на возрождение и сохранение исторической памяти поколений мосеевцев посредством создания духовно-исторической гостиной. [4 ].

Сейчас в селе проживает 315 человек татарской национальности. На территории села расположено фермерское хозяйство. Предпринимателями открыто 2 торговые точки. Односельчане очень трудолюбивы. Они заботятся о чистоте и благоустройстве села. Ежегодно у нас проводятся субботники по уборке и облагораживанию улиц, на которые выходят все жители.

Почти в каждом доме есть подворье, где выращивают крупный рогатый скот, птицу т.д. Столько труда и сил вкладывают жители села, чтобы вырастить их. Я знаю это на своём опыте.

2.Обычаи и праздники.

Моё село – это глубокая национальная история, традиции и обычаи татарского народа, их взаимопомощь, дружба и солидарность.

На поведение татар накладывается множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю — она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считается нечистой, то рекомендуется, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой.

Женщине нельзя пересекать дорогу мужчине, посещать кладбища.

Посещая мечеть нужно переступить её порог правой ногой, а выходя из мечети — переступить порог левой ногой.

Запрещаются блюда из свинины, хлеб нельзя резать ножом — только ломать на ломтики.

Существует обычай щедрого гостеприимства. Хозяева рады и званым и незваным гостям. При появлении случайного гостя, хозяин начинает накрывать стол из лучших угощений.

Обычай взаимопомощи Каз умасэ. Взаимопомощь заключается, в частности, оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток. Обряд Каз умасэ проводится зимой или осенью при установлении снежного покрова. Приглашаются девушки и молодые женщины. После обработки тушек птиц их моят на водоёме. В домах готовится чаепитие с блинами, вечером — праздничное угощение из гусиного мяса и потрохов (балеш).

Весной после проведения полевых работ проводится праздник Сабантуй.

Рамадан.

Священный для мусульман месяц поста Рамадан - девятый месяц мусульманского лунного календаря, месяц поста. Во время него правоверным запрещено есть, пить, курить. С наступлением темноты все ограничения снимаются. От поста освобождаются маленькие дети, престарелые люди, тяжелобольные, беременные женщины...

В этот месяц верующие просят у Всевышнего отпущения грехов и возносят молитвы, проводят много времени за чтением Корана. По окончании поста мусульмане отмечают праздник Ураза-Байрам.

Курбан-байрам.

Он празднуется через 70 дней после окончания поста - Уразы.

За 20 дней до наступления праздника не полагается веселиться, устраивать торжественных угощений, надевать новые одежды.

Курбан-байрам- праздник жертвоприношения. Баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых. Треть мяса идет на праздничную трапезу семьи, а остальное раздается, чтобы в праздник не было голодных. Оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся разнообразные блюда, прежде всего, мясные.

Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника, мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.

Жители нашего села умеют не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать. У нас возрождена традиция отмечать день села. В этот день чествуют жителей села, которые своим трудом, участием в общественной жизни делают жизнь сельчан лучше, уютнее, краше. Отдают на празднике дань уважения и старейшим жителям села, как гласит народная мудрость, тот род хорош, где старикам уважение и почет.

3.Мой край всегда людьми гордился.

Главное богатство нашего села – это люди! Трудолюбивые, гостеприимные, щедрые. И в то же время, необычайно скромные. В нашем селе 14 человек удостоены высокого звания «Заслуженный колхозник» из них 8 орденоносцы.

Ахтямов Касыйм Мотыгуллович в своем родном селе работал председателем хозяйства с 1969г. по 2002г. Ахтямов К. М. 33 года руководил колхозом и это был самый расцвет хозяйства. Он вложил много усилий для укрепления его материально-технической базы, благоустройства села. За период его руководства в колхозе построены благоустроенные дома для колхозников, типовые МТМ, здание администрация колхоза, средняя школа, детский сад, клуб, двухэтажный магазин, столовая, кафе для молодежи (единственное в районе), теплица, которая круглый год обеспечивала свежими огурцами, а мосеевские арбузы славились не только в нашей области, но и за ее пределами. В первые в районе в 1993г. завершилась газификация села.

Арсланова Нуржиган Ахметшевна - основатель музея села Мосеевка. Нуржиган Ахметшевна собрала огромный материал по истории села. Она автор книги «История села Мосеевка» [5]. За свою работу награждена медалями и грамотами Министерства СССР.

Джалялетдинов Наиль Ибрагимович.

Трудовую деятельность начал с 17 лет. С 1955-2018г – тракторист, комбайнёр колхоза им С.М Кирова. Награждён орденом Славы, медалью, «Ветеран труда».

Хисаметдинова Магинур Алимжановна 1929г. рождения. Всю свою жизнь посвятила работе в колхозе, работала дояркой. В 1973г. награждена орденом «Трудового Красного Знамени».

Усманова Танзиля Аксяновна 42 года проработала в колхозе. Участница ВДНХ. Награждена почетными грамотами.

Комментарии