От зерна до пирога - ХранителиРодины.рф

Ни для кого не секрет, что не малая часть подрастающего поколения, да и некоторые городские жители не знают, откуда берется хлеб. И до сих пор думают, что булки растут на деревьях. Чтобы это опровергнуть и понять, как всё это происходит на самом деле, мы предлагаем вам посетить музей поселка Кассельский и пройти вместе с нами путь от зерна до пирога. Потому что у нас для этого есть всё. И самое главное, мы предлагаем вам стать не пассивным участником экскурсии.Мы приглашаем вас на интерактив, в котором вам предстоит стать непосредственным участником трудоемкого процесса рождения хлеба.

«Казачий поселок»

При въезде в поселок вас встретит Диметра (в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия), которая держит в правой руке серп, а в левой руке - колосья символизируя то, что в поселке Кассельский занимались и занимаются выращиванием зерновых культур.

Стела была установлена в 1982 году к 140-летию образования казачьих поселений. Посёлок был основан в 1842 году как военное казачье поселение пост номер 1 Оренбургского казачьего войска в Новолинейном районе.

Название дано в память о сражениях русских войск с наполеоновской армией при местечке Кассель в Германии 30-31 сентября 1813 года.

Музей посёлка Кассельский



Музей основан в декабре 2006 года на базе фондов школьного музея. 15 января 2009 года он вошел в состав Муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная музейная система» Нагайбакского муниципального района Челябинской области.

Под музей была подобрана типичная усадьба прошлых лет казака Ишимова Петра Саввовича. Этот деревянный дом один из старейших в Касселе. В 1913 году его привезли из Башкирии.

Музей поселка Кассельский - самый молодой среди музеев Нагайбакского муниципального района. В фондах нашего музея около 1000 экспонатов, каждый их которых несет свою историю, объединяя несколько поколений. В музее находятся четыре комнаты. В двух из которых оформлен интерьер нагайбакской избы: кухня и горница. В третьем зале представлены экспозиции по истории села. В четвёртом зале представлены сменные экспозиции и передвижные выставки.

Музей располагает крытой верандой (коридором), в которой представлены предметы быта и орудия труда. Основная часть из которых сельскохозяйственной направленности и именно здесь начнется первая часть нашего интерактива.

Для начала мы с вами научимся вязать снопы пшеницы, далее мы их обмолотим цепами (кепещ).

Полученное зерно нам предстоит переработать в муку, для этого нам понадобятся жернова, которые так же представлены в нашей экспозиции. В нашем музее этот экспонат не случайно. Нагайбаки издревле считались народом трудолюбивым. До революции Кассель был исконно казачьим селом. Жителям принадлежали земли в радиусе 20 км. Село располагало большой площадью богатых черноземов. Дореволюционная жизнь казаков с учетом их привилегий была зажиточной.

Следующий этап нашего интерактива мы проведем в первом зале «Нагайбакская кухня».

Самое главное и почетное место, в котором занимает действующая русская печь, ведь она выполняла и выполняет множество функций.

Именно здесь мы замесим тесто в квашне (кыуешне), секретным ингредиентом которого являются домашние дрожжи на хмелю (ѳй щупрэсе).

А пока поднимается тесто, мы познакомимся с бытом нагайбаков.

«Горница»

Центральное место в горнице занимает большой стол, за которым собиралась вся семья. А на стене портреты предков, что очень правильно и немало важно. Ведь нагайбаки всегда чтили своих предков, передавая историю своей семьи из поколения в поколение. Одним из интересных экспонатов являются гусли 1916 года, которые изготовил первый хозяин этого дома Ишимов Петр Саввович. Именно они скрашивали редкие минуты отдыха, после нелегких трудовых будней.

Зал истории

В зале истории представлены экспонаты, которые увековечили память участников Великой Отечественной войны и тружеников сельского хозяйства, одним из которых является бюст Арапова И.Е. Иван Егорович – сын репрессированного, участник ВДНХ в Москве, заслуженный комбайнер поселка Кассельский, неоднократный победителя соц.соревнований, награжден Орденом Ленина.

А у нас подошло тесто, и мы возвращаемся на нагайбакскую кухню.

Из подошедшего теста сформируем хлеб (ипый) - он ставится в первый жар. Пока хлеб печётся, мы сделаем нагайбакские булочки (бутишка, каз аяк, шикерликей).

Все это с пылу с жару мы подадим на стол, разольём по чашкам ароматный чай с травами и отведаем настоящего деревенского хлеба, приготовленного собственными руками. А в процессе мы расскажем вам сказку о колосках собирательницы нагайбакского фольклора Вдовиной С.И из книги «Соты Памяти народной».

«Давным-давно пшеница была о девяти колосках. Её хватало всем: и людям, и животным, и птицам, и даже диким зверям. Но в одном селе жили ленивые люди. Им надоело собирать обильный урожай. Хотят кушать да не работать. Вот они и стали роптать на Бога, что мол, много приходится работать, хотя хлеба и так хватает. Бог послушал их и говорит:

- Хорошо, я буду сдирать по одному колоску. Когда вам хватит, скажите.

Вот Бог содрал один колосок, осталось 8 колосков, а люди молчат.

Содрал ещё колосок, осталось 7 колосков - люди молчат.

Содрал ещё колосок, осталось 6 колосков - а люди молчат.

Вот остался один колосок - люди молчат.

Только Бог поднял руку, чтобы содрать последний колосок, как залаяла собака:

- Люди, что вы делаете? Вы умрете от голода.

И тогда Бог сказал людям:

- Оставляю вам один колосок, но это собачья доля. Добывайте его в тяжком труде и не забывайте собаку кормить».

Как нас найти

Челябинская область, Нагайбакский район, п.Кассельский. ул. Красноармейская, 38.

Телефон музея: 8(35157) 5 46 55; E-mail: kassel-nagmuseum@mail.ru,

Как добраться до п. Кассельский: на автомобиле по трассе Челябинск -Магнитогорск не доезжая до п. Остроленский, поворот на п.Кассельский

Расстояние: Магнитогорск - Кассельский - 68 км, Челябинск - Кассельский -257 км, Верхнеуральск - п.Кассельский - 31км.

Комментарии