Сердце материнской яранги - ХранителиРодины.рф

Клавдия Геутваль… Говорить об этом человеке можно бесконечно… Ее невозможно охарактеризовать двумя – тремя словами. И все-таки, кто она – мастерица, поэтесса, собирательница и сказительница чукотских преданий? Клавдия Геутваль – это целая Вселенная!

Родилась Клавдия Геутваль 10 апреля 1930 году в Чаунской тундре (сейчас – городской округ Певек).

После школы Клавдия Ивановна окончила в Анадыре двухгодичную советско-партийную школу и после обучения в 1953 году ее направили в село Биллингс, назначив председателем сельского Совета. Там она встретила своего мужа Вуквутагина Петра Петровича.

В 60-х годах Клавдия Ивановна работала председателем сельского Совета родного села Рыткучи.

Йынэттэт - это северное сияние

После завершения карьеры в советских и партийных органах власти у Геутваль начинается творческий период жизни. В далеком 1973 году она создает чукотский ансамбль «Йынэттэт» («Северное сияние»). Название ансамбля выбрано не случайно – Геутваль считала, что северное сияние похоже на танцующих девушек. Клавдия Ивановна очень любила петь под ярар (бубен). Во всех концертах она всегда пела песни своей матери – о людях «оленного» края, о неповторимости чукотской природы. У нее были потрясающие мелодии – грустные и бесконечные, как сама тундра!

В 1976 году Клавдия Ивановна становится методистом Агиткультбригады (АКБ). Работа этого коллектива заключалась в регулярных выездах в оленеводческие бригады. Во время этих выездов Клавдия Ивановна рассказывала о важных политических событиях, также она рассказывала о жизни сельчан. Сейчас трудно представить, но люди были оторваны от жизни – не было даже радио и телевидения.

С собой в эти поездки она брала магнитофон и записывала чукотские песни, под которые позже ставились танцы в ансамбле «Йынэттэт». Танцы сопровождались «горловым пением». Горловое пение – это вид пения, которым обладают представители северных народов, в том числе и жители чукотской тундры. Еще Клавдия Ивановна собирала чукотские легенды, сказки и предания. Эти записи и рукописи долго сохранялись в сельском отделе Чаунского краеведческого музея (сейчас - Отдел быта и этнографии с. Рыткучи), у истоков которого стояла Клавдия Геутваль. Кроме творчества, Клавдия Ивановна собирала редкие предметы, вышивала бисером, шила чукотские вещи. Ее односельчане и родственники хорошо помнят, что она все время что-то делала, но никто тогда не догадывался, что это все станет основой будущего музея.

Хранительница материнской яранги

Еще односельчане помнят, когда привезли в поселок материнскую ярангу Геутваль (яранга – жилище «оленных» людей, передается по материнской линии). С каким трепетом она ухаживала за ней. Каждое лето ставила эту ярангу за селом. Туда приходили почти все сельчане погостить, попить чай, поговорить о жизни, она была очень гостеприимным человеком. Возле яранги проводились праздники, людям всегда было весело и интересно проводить время там. Сейчас это место пустует, остались одни воспоминания о прошлом…

Песни тундры

В то время часто приезжали в село ученые-этнографы, которые изучали национальную культуру и язык. Ученые были не только из России, но и из других стран, в том числе из Японии.

Клавдия Ивановна была консультантом на съемках фильмов по роману Олега Куваева «Территория» (1979 г) и Николая Шундика «Белый шаман». Во время съемок она всегда добивалась, чтобы на экране все было правильно, по-чукотскому. В экранизации романа Олега Куваева «Территория» Клавдия Ивановна исполнила песню о Чукотке. Она и правда все делала правильно, по чукотским обычаям – сама ставила ярангу, бережно хранила предметы, переданные ее матерью, пела песни матери.

В 1980 году ей было присвоено звание Заслуженный работник культуры РСФСР. В 1982 году увидели свет ее первые публикации - в альманахе «На Севере Дальнем». В 1985 году вышли сборники «Песни тундры» и «Пуночка». Стихи Геутваль писала на чукотском языке, сборник «Песни тундры» издан на родном языке, а «Пуночка» в переводе магаданского поэта Владимира Першина – уже на русском. Сборники стихов - это маленькие книги в мягком переплете, а Клавдия Ивановна всегда мечтала о большой полной книге со своими стихами и сказками своего народа. Но 29 августа 2001 году Клавдии Ивановны не стало, а ее песни и стихи до сих пор звучат в Чаунской тундре.

Тепло очага яранги

Удивительная жизнь и творчество этой незаурядной женщины стала основой проектов, которые инициировал и реализовал Чаунский краеведческий музей.

В 2015 году, который был объявлен годом литературы, Чаунский краеведческий музей начал реализацию культурно-образовательного проекта «Пуночка – вестница весны» с партнерами – городской библиотекой и Певекской школой искусств. Участникам проекта было необходимо не только изучить творчество Клавдии Геутваль, но, и это главное, почувствовать поэзию чукотского фольклора, чукотского языка. Перед участниками проекта стояла непростая задача – проникнуть в самое сердце чукотских стихов, песен и сказок, а потом проиллюстрировать их своими рисунками и поделками. Конечным продуктом этого проекта стало издание книги, в которую вошло все литературное наследие Клавдии Геутваль, проиллюстрированное юными художниками, а также фотографии предметов декоративно-прикладного искусства, которые трепетно сохраняются в фондах Отдела быта и этнографии Чаунского музея в с.Рыткучи. Книга вышла под названием «Тепло очага яранги» в 2017 году, тираж составил пятьсот экземпляров.

В 2017 году в публицистическом издании о жизни регионов страны «Региональная Россия» (№6-7 2017г.) была опубликована теплая и умная статья о книге «Тепло очага яранги» Евгения Штиля – давнего друга Чаунского музея – члена Союза журналистов Москвы, члена Русского Географического общества.

В ноябре 2017 года «Тепло очага яранги» была представлена на Международной книжной ярмарке в Москве. Книгу представлял Борис Тимофеевич Евсеев - русский писатель, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, председатель жюри Всероссийской книжной премии «Чеховский дар», Всероссийской литературной премии В. В. Пассека и Литературной премии им. Юрия Рытхэу.

В 2017 году проект был завершен, книга стала жить своей жизнью, но удивительное чувство тепла родного очага – очага яранги, что называется, не отпускало, очень хотелось продолжить эту тему. Очень хотелось продолжить рассказ об удивительном человеке – Клавдии Геутваль.

Поколение XXI века выбирает тепло очага яранги

Как уже говорилось ранее, Клавдия Ивановна Геутваль оставила нам не только литературное, но и вполне материальное наследие в виде мемориальной коллекции музейных предметов, которые стали основой музейного собрания Отдела быта и этнографии с.Рыткучи. Отдел был создан в 1990 году. Благодаря Геутваль и жителям села музей в Рыткучи обладает уникальной коллекцией, имеющую этнографическую, историческую, просветительскую ценность. В музее – 565 музейных предметов. Все предметы экспонируются. Но способ подачи материала не интересен и не выразителен. Таким был музей в селе Рыткучи до недавнего времени, но возник еще один проект, даже не возник, его необходимость продиктовала сама жизнь. И раз уж книга, посвященная жизни и творчеству Геутваль, вышла под названием «Тепло очага яранги», то музей должен иметь ту же концепцию. Музей, прежде всего, нужен сельским жителям, детям и внукам односельчан Геутваль. Значит, это должен быть проект «Поколение 21 века выбирает тепло очага яранги», направленный на создание современного учреждения музейного типа в национальном чукотском селе. Сегодня любой музей, особенно в таком удалении от центральных районов страны, является определенным культурным центром, проводником государственной политики в области культуры, истории и искусства. Поэтому любое учреждение музейного типа должно соответствовать определенному уровню в материально-техническом и эстетическом плане. Таким образом, основная цель нашего проекта – создать современный музей на основе уже существующей коллекции.

Сегодня наличие современного музея способствует созданию положительного имиджа населенного пункта, в котором учреждение находится - музеи являются визитной карточкой территории. Учреждение также является базой для образовательной деятельности детских учреждений населенного пункта.

Цель проекта – превратить музей не только в умное, доброе и уютное место, но и в место красивое и современно оформленное. Школьники, молодёжь, старшее поколение должны воспринимать музей не только как отголосок прошлого, но и как надежный мост между нынешним и будущим поколениями – всегда актуальный, современный и динамичный. Результат очевиден – на территории села будет хороший красивый музей, отвечающий современным запросам населения.

Музейное в музее...

Проект «Поколение 21 века выбирает тепло очага яранги» направлен на создание музея именно в такой концепции – сохранения национальной традиционной культуры с помощью современных средств музейной коммуникации. Именно такой путь развития учреждения способствует сохранению памяти, истории, языка, культуры. Только так мы сохраним музейное в музее – подлинный музейный предмет.

Музеи Чукотки сегодня сосредоточены в районных центрах. Всего два музея находятся в маленьких селах – Марково и Рыткучи. Рыткучи – преимущественно национальное село. Здесь живет 500 человек, из них 150 детей. Музей для жителей этого села – один из основных центров культурной жизни, передачи национальных традиций и опыта.

Сейчас мы находимся на финишной прямой реализации проекта, наш Отдел быта и этнографии в селе Рыткучи уже принимает своих первых посетителей. Важное место в экспозиции заняли предметы, посвященные удивительной женщине, чья Вселенная до сих пор не разгадана, простой чукотской женщине, которая научила нас понимать и ценить удивительное ощущение тепла родного очага – очага яранги!

ЭПЭӃЭЙ

«Я очень счастлива, что наш обновленный сельский музей будет продолжать рассказывать молодому поколению историю нашего народа и края. Когда я была маленькая, моя бабушка всегда переживала за будущее музея, будет ли он дальше существовать и как? Но даже представить не могла, что в будущем преобразуется в такую красоту. Если б она увидела эту перемену, то несомненно глубоко бы затронуло ее сердце. Всем участникам этого проекта выражаю огромную благодарность!» - так откликнулась на реализацию проекта внучка удивительной Геутваль – Алиса Вуквутагина.

Комментарии