Судьба, ставшая историей - ХранителиРодины.рф

Большинство людей волнует судьба нашей Родины, её история, её прошлое и настоящее. Знать или узнавать историю это очень важно. Всё, что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой Родине. За многие века существования нашего государства было немало побед, но и много печальных событий: войны, восстания, репрессии. Сколько крестьян увезли с родных мест во время коллективизации. Знакомство с биографией Лавриненко П.Г. заставит по-новому взглянуть на историю своей малой Родины, на судьбы людей.

Любое небольшое село, деревенька держится на людях, которые искренне любят свою малую Родину, преданы выбранной профессии, служению людям.

Пётр Григорьевич Лавриненко был одним из самых известных людей не только в посёлке Трудармейский, которому он отдал всю сознательную, трудовую жизнь, но и во всём Прокопьевском районе.

Родился Пётр Григорьевич 12 июля 1926 года в селе Замостье Запорожской области. Вместе с родителями переехал в село Койсух Ростовской области от страшного голода, постигшего всю Украину в начале 1930-х годов. В Замостье они вступили в колхоз, свели туда какой был скот, сельхозинвентарь, но личные отношения с местными чиновниками сложились неблагоприятные, поэтому дед со всей семьёй решил уехать от голодной смерти в село Койсух.

Но и здесь на новом месте долго не пришлось жить. Попали под раскулачивание. Внезапно пришла группа людей во главе с председателем сельсовета, сделали обыск, щупами продырявили во многих местах пол. Искали спрятанное зерно. Никакого зерна не нашли. У деда и отца забрали царские награды. Выдали постановление о высылке за пределы Северо-Кавказского края. На сборы была дана одна ночь. За это время сбежали на Дон дядьки Петра Григорьевича с семьями. С дедом остались отец с семьёй: мать, два брата, сестра и младший дядя Иван Никитич. Утром, когда на телеге приехали за ними, обнаружили, что многих нет. Тогда арестовали деда, отца и дядю, а бабушку, мать, двух братьев, сестру и Петра посадили на телегу, отвезли на станцию, посадили в вагон и заперли. Везли очень долго с остановками в чистом поле на перегонах. Кормили в пути плохо. Когда перевалили за Урал, в семьи отпустили арестованных мужчин.

Далёкий Сибирский край

Прибыли в Томскую область, везли на барже по Оби, выгрузились на берег у Могочино. Долго везли на телегах по тайге. Остановились где-то в глуши тайги. У переселенцев не было ни топоров, ни пил, ни запасов продуктов питания.

Сделали от дождя шалаши. Потом вырыли землянки. Смертность среди переселенцев была высокая. Появился вербовщик с угольных шахт города Прокопьевск. Родители без колебания согласились, и их повезли под охраной в шахтерский Прокопьевск. Это было в ноябре 1933 года.

Поселились в барак. Комната, в которой жила семья Лавриненко была 12 м². Размещались, как могли. Это называлось трудпоселение, на котором находились до 10 сентября 1943 года.

В течение этого срока, находясь под строгим надзором комендатуры, на себе Пётр испытал, что такое ограничение прав и свобод. Регулярно ходил в комендатуру отмечаться. На очень многое не имел права, например, выехать за пределы города. Моральное унижение в школе, на улице. Носил унизительное и оскорбительное прозвище - спецпереселенец.

Нахождение в Томской тайге отразилось на здоровье Петра. Он перенес в тяжёлой форме малярию: мучила трехдневная лихорадка, терял сознание. Мать, Соломия Ульяновна, на себе несла его в городскую поликлинику за 5 километров. Пётр помнил, как она со слезами на глазах уговаривала его не спать. Настолько был слаб, что она боялась его смерти. Отец где-то за какую-то неимоверную плату приобрел хинин. Обрадовавшись, он усердно лечил сына, отмеряя порошок на глаз. В результате передозировки Пётр ослеп и оглох. Слух постепенно восстановился, а зрение - нет, получил неизлечимую атрофию окончаний зрительного нерва.

Пётр лишился отца, Григория Никитича, в 11-летнем возрасте. Он работал буровым мастером в спецконторе города Прокопьевск. Арестовали его ночью на работе. Той же ночью в квартире был произведен обыск, были изъяты фотокарточки. Дед позже рассказывал, что одна из них запечатлела отца в качестве инструктора военно-кавалерийской джигитовки в Молдавской армии. Григория Никитича осудили на 8 лет и отправили в Магаданскую область, где он умер в 1938 году.

В связи с этим Пётр получил дополнительное прозвище-клеймо «сын врага народа». Травля была со всех сторон. Лишь в 1957 году Григория Никитича реабилитировали.

Дед Петру говорил, что вот он - спецпереселенец, он - сын врага народа, он привлечен фактически к уголовной ответственности с 7-летнего возраста. Многое ему было непонятно: за что лишили детства, за что лишили отца, за что унижения и оскорбления? Дед говорил, что время - лучший лекарь, придёт время, и история расставит свои справедливые точки.

Начало трудовой деятельности

В сентябре 1943 года Пётр Григорьевич окончил Прокопьевскую фельдшерскую школу и был направлен на работу заведующим Бурлаковской амбулаторией, где работал до марта 1945 года. Затем был послан на ликвидацию сыпного тифа на станцию Салаирская.

В село Трудармейское приехал в 1946 году в самый «пожар» всех инфекционных заболеваний: сыпной, брюшной, возвратный тифы, дифтерия, скарлатина «косили» людей. Со знанием и трудолюбием взялся за дело Пётр Григорьевич. Организовал санэпидстанцию с санбаклабораторией в Киселевском районе, для борьбы с педикулезом - жаровые бани при колхозной и железнодорожной банях. Он организовал доставку прививочного материала. Организовал обследование населения на бруцеллез, затем контролировал выполнение медицинских и ветеринарных мероприятий по ликвидации очагов бруцеллеза. Такую же работу проводил по ликвидации трахомы среди населения. Эта работа продолжалась 10 лет.

Кроме основной работы, Пётр Григорьевич вёл большую общественную работу. С 1946 года постоянно избирался депутатом сельского Совета, Прокопьевского районного Совета, депутатом областного Совета. Общий депутатский стаж его составляет 42 года. За активную депутатскую деятельность Пётр Григорьевич награжден нагрудным знаком «Советам - 100 лет».

Шестнадцать лет, с 1971 года по 1987 год, работал председателем исполкома Трудармейского сельского, затем поселкового Совета народных депутатов. За время его работы сделано очень много по благоустройству села: заасфальтированы дороги, сделано 15 километров водопровода, построены детская музыкальная школа, спортивная школа, 10 жилых домов для медицинских работников и учителей, открыт газовый участок. По наказу избирателей начал строить новую типовую кирпичную больницу в 1986 году. Но в связи с перестройкой финансирование прекратилось, стройка была «заморожена». Больницу открыли только в 2000 году.

Вышел на пенсию в 1987 году. Затем работал заведующим Домом быта. За 2,5 года было отремонтировано здание, открыто телеателье, цех по ремонту сложной бытовой техники, цех по ремонту обуви. На отдых вышел в 1993 году. Общий стаж работы - 50 лет.

Жизнь прожита не зря

Петра Григорьевича уважали жители не только посёлка Трудармейский, но и всего района. Отличник здравоохранения, он был награждён многими правительственными наградами. За многолетний добросовестный труд в 1986 году награжден орденом «Знак Почёта». Его грудь украшали медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освоение целинных земель», «Ветеран труда», нагрудные знаки: «Отличник здравоохранения», «Отличник Гражданской обороны СССР», «Социальная звезда» и другие, носил звание «Почётный гражданин Прокопьевского района».

Но предметом особой гордости Петра Григорьевича были два диплома Кемеровской Торгово-промышленной палаты, полученные в 2004 году, за успехи в выращивании винограда и за его пропаганду среди населения области.

После выхода на пенсию он занимался выращиванием винограда в открытом грунте. К Петру Григорьевичу обращались за советами по посадке, уходу за виноградом. Любители-виноградари приезжали к нему за консультациями из многих районов области и ни разу не получили отказа.

Так и прожил Пётр Григорьевич свою непростую жизнь. Несмотря ни на что, он честно трудился не ради похвал и наград, а самоотверженным, добросовестным трудом показал свою порядочность.

Комментарии