Святитель Лука – человек божий и гениальный хирург - ХранителиРодины.рф

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, он же Лука - автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, 1 250 проповедей. В 1943 году - епископ Енисейский и Красноярский. Благодаря его усилиям в 1943 году в краевом центре была восстановлена церковная служба. В 1946 году за книгу «Очерки гнойной хирургии», над вторым изданием которой работал, находясь в ссылке в Большой Мурте, ему присуждена Сталинская премия первой степени. В 1995 году архиепископ Лука причислен к лику местночтимых святых, в 2000 году – к лику священномучеников.

«Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». В. Ф. Войно-Ясенецкий

В годы массовых репрессий село Большая Мурта, как и весь Красноярский край, стало местом пристанища политзаключенных. В разные годы в Большой Мурте были: первый нарком юстиции Киргизии Ташмухамед Худайбергенов; разведчик Особой Дальневосточной армии, гражданин Китая Ван Вень-ко; народник, один из первых русских социал-демократов, основоположник профессионального движения, теоретик и практик кооперации, исследователь европейского Севера России Андрей Андреевич Евдокимов; ученик Станиславского, артист МХАТа Владимир Августович Степун; жена легендарного разведчика Рихарда Зорге Екатерина Максимова и тысячи других известных и не известных широкой публике личностей. Но, пожалуй, наиболее узнаваемое имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого.

24 июля 1937 года святителя Луку обвинили в шпионаже в пользу иностранной разведки, пытали, после чего осудили и отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край, на 110 километр от краевого центра. Это была его третья ссылка.

Из Красноярска до Мурты сейчас можно доехать за час. В марте 1940 года на подводах, скорее всего, выехали затемно, и только к ночи добрались до села. Первым зданием, которое встречало приезжающих по Енисейскому тракту, тогда была больница.

Александр Васильевич Барский, в то время 26-летний главврач районной больницы, вспоминал:

«Поздним вечером в начале марта 1940 года я долго сидел в комнате, готовясь к предстоящей на следующий день операции. В двенадцатом часу ночи ко мне постучал фельдшер Иван Павлович Бельмач. Он вошел и, растерянно извиняясь, объяснил, что ко мне хочет сейчас прийти какой-то профессор…. Фамилию профессора Иван Павлович произнести не мог. Вошел высокого роста старик с белой, окладистой бородой и представился: « Я профессор Войно-Ясенецкий». Эта фамилия мне была известна только по книжке, которая вошла в свет несколько лет тому назад «Очерки гнойной хирургии». Больше ничего об этом профессоре я не знал… Он мне сказал, что приехал только сейчас из Красноярска на подводах в составе очень большой группы бывших заключенных, жертв 1937 года, которые посланы в Большемуртинский район на свободное поселение… Он как хирург, решил прежде всего обратиться в районную больницу и просил меня обеспечить ему только белье и питание, и обещал мне помогать в хирургической работе. Я был несколько ошеломлен и обрадован такой помощью и такой встречей».

Не сразу всемирно известный хирург был допущен до права лечить больных в провинциальном селе. Какое-то время, пока местные власти утрясали вопрос о возможности ссыльного оперировать, он снимал жилье и нанимался к муртинцам на распилку дров. Барский не зачислил Войно-Ясенецкого в больничный штат, а просто выписывал ему всего двести рублей за счет пустовавших ставок то санитарки, то прачки. Священнику и «врагу народа» нельзя было доверить серьезную должность. А вот проводить операции доверяли, потому что хирургов такого уровня здесь просто не было.

Многих жителей Большемуртинского района излечил Войно-Ясенецкий от трахомы, старческой слепоты, язвы желудка. Красноярские партаппаратчики привозили в Большую Мурту своих больных родственников, ездили сами, вывозили доктора в Красноярск, несмотря на то, что перед каждым хирургическим вмешательством старец осенял пациента крестом.

Жить в Большемуртинской больнице профессору пришлось в тесной комнате, куда входили кровать, стол и тумбочка. Жил очень скромно, но никогда ни на что не жаловался. Лишь иногда плакал, вспоминая своих детей. Сотрудники его любили. Повариха Екатерина Тимофеевна норовила принести профессору что-нибудь вкусненькое, но он просил ничего не носить: боялся, что влетит ей от главврача Барского.

Все свободное время Войно-Ясенецкий посвящал работе над своими знаменитыми «Очерками гнойной хирургии», по которым впоследствии учились молодые хирурги, и которые спасли жизни тысячам советских солдат.

Осенью 1940г. Валентину Феликсовичу разрешили выехать в Томск для работы в медицинской библиотеке. Там за два месяца он перечитал всю новейшую литературу по гнойной хирургии на английском, немецком и французском языках и сделал большие выписки. По возвращении в место ссылки, Лука, как одержимый, продолжил работу над «Очерками».

По муртинским меркам операций в больнице было вполне достаточно. Кроме этого, операции в Красноярске. Но Войно-Ясенецкому этого мало. В шестьдесят четыре года, когда большинство его коллег на Западе навсегда оставляют операционную, он расстраивался, когда хирургического больного везли мимо районной больницы в город.

С огромным уважением вспоминали Валентина Феликсовича врачи, медсестры, санитарки районной больницы, жители района, которые оценили силу, исходившую от этого старца, работавшего одержимо и страстно, не терпевшего равнодушия к медицинскому долгу. Истории чудесных исцелений жители рассказывают друг другу и приезжим до сих пор.

Воспоминания Мониной Валентины Григорьевны, сестры-хозяйки Муртинской больницы:

"Он не терпел равнодушия к врачебному делу. Врачей он ругал: «Вы врачи зеленые, сколько из-за вас поумирало людей». Жил Войно-Ясенецкий очень скромно во флигеле при больнице. Зарплату ссыльному доктору не платили, выдавали только одежду и питание. Когда повара готовили врачу еду, каждый раз не меньше трех блюд, он всегда выбирал что-то одно, ел очень мало. На крыльцо бывало выйдет, все сотрудники сядем рядом как на собрании, я уж много не помню, но хорошо помню, он говори главное: « Куда меня не сошлют везде Бог». Так он каждый день молился на пеньке в аллее рядом с больницей. Шестьдесят лет назад не смели упомянуть Бога, все кроме ссыльного хирурга. Перед операцией он говорил больному: «Если веришь, молись. Молись и будешь жив».

Каждый день Валентин Феликсович молился в близлежащем ельнике – здесь среди деревьев он ставил иконку, которую местные мальчишки постоянно пытались сбить или украсть. Он не обижался – приходил вновь и наводил порядок

Существует версия, что когда началась Великая Отечественная война, Валентин Феликсович направил телеграмму Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку». Так ли это или нет, доподлинно не известно. Но, с уверенностью можно утверждать, что таких специалистов, как Войно-Ясенецкий, не было вокруг на тысячи километров. 30 сентября на местный аэродром приземлился самолет с главным хирургом эвакопункта Красноярска на борту и увез Валентина Феликсовича в краевой центр.

В ссылке в Большой Мурте Лука провел полтора года – с начала марта 1940-го по конец сентября 1941 года. Жители района до сих пор вспоминают его с благоговением и благодарностью. В Большемуртинском краеведческом музее бережно хранятся вещи, оставшиеся после пребывания здесь Войно-Ясенецкого. Ручки дверей здания, где работал Лука; прищепки, подаренные им санитарке; хирургические инструменты, использовавшиеся Валентином Феликсовичем. Также в музее выставлены картины местного художника Р. Назмутдинова: «Войно-Ясенецкий в Мурте» и «Войно-Ясенецкий в третьей ссылке».

Сегодня территорию, где молился Лука, облагородили. На месте здания, где он жил, на средства православных врачей России воздвигли часовню, названную в честь святого. Еще раньше в поселке был построен большой храм Святителя Луки.

В трех километрах от поселка сохранился источник, из которого архиепископ Лука брал воду для приготовления лекарства для тех, кто «животом маялся». Местная община установила здесь купель, ухаживает за уникальным местом. В результате реализации проекта музея по организации туристско-рекреационных зон на территории Красноярского края, облагорожена площадка у родника Святителя Луки, установлена беседка.

В 2007 году музеем открыт туристический маршрут, связанный с памятью о В. Ф. Войно-Ясенецком. В него входит посещение экспозиции в музее; церкви имени Святого Луки Красноярского, первой церкви в Сибирском регионе, получившая имя Великого святого; хирургического отделения центральной районной больницы, на котором установлена мемориальная доска, в честь святителя; родника «Живительный источник святого Луки». За эти годы тысячи жителей Красноярского края, Крыма, Москвы, других регионов России, Греции, Прибалтики, посетили этот маршрут. Приглашаем и вас, гостям мы всегда рады!

Комментарии