Оренбургский пуховый платок
История Оренбургского пухового платка, Татарская Каргала, Оренбургская область
Пуховый платок – это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство вязальщицы, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый.
Начались осенние холода. Листья укутывают землю, не давая ей промерзнуть зимними морозами. Печальный дождь льется, небо плачет. Сидишь у окна и мечтаешь о будущем. Хочется улететь туда, где всегда тепло, где всегда солнышко светит за окном, где листья на деревьях висят, где ветер не сносит крыши. Улететь. Прям как птицы, каждый год улетать в теплые края. Но мне не холодно, ведь я дома. Допивая чашечку своего ароматного чая, который заварен на сушеных листья крыжовника и мяты, укутываясь в теплую шелковую шаль из нежнейшего козьего пуха, доставшаяся мне от прабабушки, открываю я книгу и начинаю читать:
«Оренбургский пуховый платок уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок – это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство вязальщицы, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый.
Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка!
На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи – жены, дети, старики – были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.
Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода. Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось»
Некогда в моем селе, Татарская Каргала, также имелось объединение вязальщиц «Пухсоюз». Но к сожалению, производство, обслуживавшее не одно поколение людей в течение многих лет, из-за сложности в приобретении сырья, просуществовав почти 70 лет, в 1996 году закрылось.
На сегодняшний день в селе шали вяжут преимущественно только бабушки. Этих бабушек можно пересчитать по пальцам. К счастью, я стал счастливым обладателем великой шали, которой уже десятилетия.
Пока я читал книгу, и дождь перестал идти. Выйдя на улицу, можно вдохнуть глоток того самого свежего воздуха, который появляется после дождя.
Комментарии