Малые аулы -большие судьбы - ХранителиРодины.рф

Дагестан – страна гор. Горы - это главное богатство, это и лучшее вложение, это душа народа, это бесценное украшение моего Дагестана. Для любого дагестанца слово горец и горянка звучат как награда, признание. И я с радостью ношу это звание – горянка. Ведь родилась я в гнездовье гор, в моем родном Гамияхе. С высоты, когда смотришь, Гамиях напоминает огромный цветок, с лепестками из горных хребтов. Когда я с гордостью говорю «гамияхские горы», многие смеются, говорят: «Какие же это горы, да это просто холмики». На что я не обижаюсь и отвечаю: «Для кого холмики, а для меня это самые лучшие горы на земле!». Где есть самая высшая точка – это гора Экитюбе (во время боевых действий в 1999 году, о которой говорили во всех сводках СМИ, здесь нашли свою смерть десятки боевиков). А вот самая популярная гора Гамияха – это Маймун-гора, которая возвышается над селом и следит за всеми. Обезьяний профиль в ней можно увидеть только под определенным углом. С этой горы видна любая точка нашего села. Это любимое место гамияхской детворы, да и взрослые любят подниматься на нее, чтобы полюбоваться панорамой родного села, ее новостройками, да и просто отдохнуть. И себя я не мыслю вне своей Родины, моего Гамияха, моих гор.

Из истории села Гамиях

Село Гамиях расположено к юго-западу от города Хасавюрт на берегу реки Ямансу, к западу от г. Экитёбе. Основано в 1875 г. Ауховский аул по переписи 1926 года имел население 674 жителя. Во время депортации чеченцев в 1944 году в Среднюю Азию население села Минай-Тугай было выслано. В село были переселены жители сел Гамиях и Кацран Кулинского района. В 1970 г. в село были переселены аварцы — жители сел Шабдух и Цунди Гумбетовского района разрушенных землетрясением. Существует проект по переселению лакцев к городу Махачкала и восстановления Ауховского района.

У Гамияха и гамияхцев многовековая история. Гамияхцы всегда славились в горах своим гостеприимством и гордым нравом. Горный Гамиях расположен на очень красивой и живописной местности. Старожилы в Кулинском районе до сих пор говорят, что в горах первые лучи солнца достигают Гамияха. Название «Гамиях» расшифровывается как призыв к объединению. И в далеких 30-40х село Гамиях служил главным объединяющим центром для 4 сел – Цовкра, Кацран, Цощар, Гамиях. Общая школа, контора, клуб располагались в Гамияхе. Гамиях являлся культурным и обслуживающим центром для всех близлежащих сел.

Дорога на равнину.

В 1944 году гамияхцев, по решению принятому правительством, переселили в Ауховский район (ныне Новолакский), чтобы обжить равнинные земли: раскорчевать от кустарников поля и увеличить пахотные земли Дагестана. И для этой цели были выбраны трудолюбивые и законопослушные лакцы, в том числе и гамияхцы. И началась страшная эпопея для моих земляков.

В один день всех гамияхцев с помощью милиции выгнали из собственных домов с нехитрым скарбом и погнали в далекий Ауховский район.

Воспоминания об этой долгой и страшной дороге длиною в пять дней из Кулинского района в Ауховский, вызывает слезы у старшего поколения моих односельчан и по сей день. Моя бабушка Абидат рассказывая о том страшном времени всегда плакала, приговаривая: «Не дай Аллах еще раз такое испытать ни детям моим, ни детям детей моих.

Она была самой старшей в семье, и во время переселения ей пришлось с матерью, с моей прабабушкой Изагу разделить все тяготы на равных. Ведь отец, мой прадедушка, был на фронте, а детей в семье было семеро, самому маленькому братику не было годика. И она, тринадцатилетняя девочка, вместе с матерью пешком, на руках с плачущим от недоедания и недосыпания братиком, с маленькими сестренками преодолели эту страшную дорогу.

А время года была весна – март.

Грязь. Холод. Промерзлый ветер до костей и вереница людей, кто на арбах, кто верхом на ослах (кому повезло), а в основном пешком. Все легко одетые, у многих детей, да и у взрослых на ногах кроме старых дырявых мокрых чулочков ничего нет, ведь обуви на всех не хватало – было война… Были случаи, когда слабые, больные не в силах перенести все тяжести дороги умирали, и их по-быстрому закапывали по дороге. Потому что не было ни силы, ни времени, да и милиционеры играли роль надсмотрщиков, заставляли уставших людей идти быстрее, угрожая ногайками. Старожилы села рассказывают, что вся дорога из Кулинского раойна до Буйнакского усеяна безымянными могилками людей, не переживших это тяжелое «путешествие». В Буйнакске всех посадили на товарные поезда и повезли в Хасавюрт.

И сегодня, многие гамияхцы содрогаются, когда вспоминают, страшную трагедию, длиною в целую жизнь, которая разыгралась на вокзале Буйнакска. Молодая горянка, Хадижат, с двумя сыновьями, впервые в жизни оказалась в городе, на вокзале. Оставив детей под присмотром соседки, отошла, чтобы разменять золотое кольцо на еду для голодных детей. Когда она довольная возвратилась с кусочком хлеба и четырьмя картофелинами не нашла своего старшего сына. Она запаниковала, начала плакать, искать, звать… Но, не зная русского языка, никому ничего не смогла объяснить толком. И вдруг, увидела своего сына, довольного, счастливого машущего ей своей ручонкой на набирающем скорость поезде. Она закричала, заплакала начала говорить, говорить что-то по-лакски, звать сына. Но никто так и не понял Хадижат, о чем она, что случилось. Так и уехал ее ребенок от нее навсегда. Позже говорят, искали, но так и не нашли. Хадижат до конца жизни ждала своего сына, но так и не дождавшись умерла. А таких трагедий происходило в это страшное время сотни тысячи.

В Хасавюрте, специальные люди распределяли прибывших по населенным пунктам. Так гамияхцы оказались в Минатугае, в нынешнем Гамияхе. Жителей гор и здесь ожидало немало страшных испытаний. Привыкших к высокогорному климату людей на равнине одолели разные болезни (дифтерия, дизентерия, туберкулез, педикулез). Болезни косили гамияхцев целыми семьями. Была создана специальная похоронная бригада. Но были случаи, что не успевали хоронить. Находили мертвых людей уже на вторые, третьи сутки. Хоронили без надгробий, без надписей. И при сем этом надо было жить, надо было работать, выполнять планы государства. Больных, едва волочивших ноги от голода, и женщин, и подростков заставляли ходить на работу. Надо было корчевать поля от кустарников, готовить под посевы. На плечи гамихцев вместе с другими жителями Новолакского района легла тяжелая ноша поднимать хозяйства из руин, ведь местные чеченцы были сосланы в Казахстан. Первые годы переселения унесли 2/3 населения гамияхцев.

Прошли годы, вместо кустарников заколосили бескрайние поля пшеницы, появилось множество виноградников. Гамиях стал одним из передовых колхозов Дагестана. Особенно много для Гамияха и гамияхцев сделал, по рассказам старших, Муртазалиев Паша Валижулахович. Это при нем появились новые конторы, была построена дорога, соединяющая Гамиях с Хасавюртом. Пробив гору, было изменено русло реки Ямансу, в целях орошения, был разбит парк, который сегодня радует гамияхцев. О твердости его характера, о его умении доводить начатое дело до конца, и сегодня в Гамияхе вспоминают. При нем гамияхцев награждали переходящими красными знаменами. Мои односельчане были и на Целине, и на Баме, и во время страшной Чернобыльской трагедии были среди ликвидаторов. Гамияхцы всегда старались по жизни шагать наравне со временем вместе со своей Родиной, своей страной.

Заключение



Да, многогранен, талантлив, самобытен и очень красив мой народ. Много среди гамияхцев ярких и очень интересных людей, сумевших достичь больших успехов в своей профессиональной деятельности и стать гордостью для своих односельчан. Это профессор, доктор наук, декан химического факультета Рамазанов Арсен, профессор Тамамазев Исрапил, доктор наук Сулейманов Абуталиб, десять кандидатов наук, в разных областях. Заслуженная артистка Республики Фируза Рамазанова, хирург «от бога» Надыров Надыр, летчики, заслуженные учителя: Гаргацев Г, Чанкуева Н.Ч., Исмаилова Н.И, Рамазанова П.И.

Мои односельчане – это гамияхцы. И, для меня они являются самыми близкими и родными людьми на Земле. Ведь меня с ними объединяют общие корни, общая история, а главное, нас объединяет общая Родина – Гамиях.

В настоящее время в Дагестане существует три Гамияха. Первый, в далеком Кулинском районе, представляет собой жалкое зрелище в виде заросшего старого кладбища и остатков фундаментов вместо домов (рис.12), а второй в Новолакском районе (рис.13) – обустроенное современное село с население более двух тысяч человек. И, наконец, третий Гамиях – новострой в Кумторкалинском районе, на берегу Каспийского моря (рис.14). Для разных поколений гамияхцев под понятие «Родина» попадает «свой Гамиях». Для моих дедушек и бабушек Родина осталась в далеком Кулинском районе, для моих родителей и для меня – это Гамиях в Новолакском районе, а для гамияхцев, родившихся в новострое – это Гамиях Кумторкалинский. В итоге, у разных поколений гамияхцев – разные родины под общим названием «Гамиях». И это, как мне кажется, является неразрешимой проблемой моих односельчан «утроение Гамияха», утроение Родины.

Ведь нас учили, мы знаем, мы чувствуем, что самой великой святыней и связующим звеном для многих и многих поколений является Родина. Родина у человека должна быть единственной, неповторимой, ради которой погибают, в честь которой пишут гимны, идут на безумства.

Комментарии