Карасук - Эверест - ХранителиРодины.рф

Первая фраза Бэла, прозвучавшая из поднебесья, с вершины Эвереста на 8848 метрах: «Во все стороны пути идут только вниз…», сродни знаменитой фразы Юрия Гагарина: «Поехали!!!». В тот день – 4 мая 1982 года эти слова, облетев весь мир, стали историческими. Ведь за восхождением наших спортсменов следила вся наша страна и весь спортивный мир. Мало кто верил, что Советским спортсменам ранее вообще не бывавших на 8-ми тысячниках, удастся взойти на вершину Эвереста. Владимир Балыбердин – первый советский покоритель Эвереста, учился и получил аттестат зрелости в Карасукской средней школе №49. Именно в Карасуке проходило становление личности, формировался характер и складывалось отношение к жизни Героя. В Карасуке Бэла помнят одноклассники, о нем можно узнать из местных экскурсий и документальных фильмов. Карасучане помнят и гордятся своим Героем.

НЕ МОГЛИ НЕ ВЗОЙТИ НА «КРЫШУ МИРА»

4 мая 1982 года впервые советская сборная альпинистов покорила высочайшую вершину - 8848 метров по сложнейшему из неосвоенных ещё маршрутов высшей категории трудности. Первым из 11 членов команды, достигших вершины Эвереста, стал Бэл – так дружески звали Владимира Балыбердина среди друзей. Первая фраза Бэла, прозвучавшая из поднебесья, с вершины: «Во все стороны пути идут только вниз…», сродни знаменитой Юрия Гагарина: «Поехали!!!». В тот день эти слова, облетев весь мир, стали историческими. За восхождением наших спортсменов на вершину Эвереста следила вся страна и спортивный мир.  Мало кто верил, что Советским спортсменам ранее вообще не бывавших на 8-тысячниках, удастся взойти. 

Вот как это прокомментировал величайший из альпинистов современности итальянец Рейнгольд Месснер – первый в мире покоритель всех  14-ти восьмитысячников Земли(!): «Признаюсь, что когда я узнал о маршруте по контрфорсу Юго-Западной стены Эвереста, не поверил и записал в дневнике: «Это какой-то психоз, это массовое самоубийство. Ставлю 5% против 95%, что ни один из русских не достигнет вершины по этому пути».   Наши спортсмены просто не могли не взойти на «КРЫШУ МИРА», как иногда называют Эверест, ведь на карту была поставлена честь Советского государства и авторитет Отечественного спорта. Поэтому то, что сделали в 82-м году прошлого века наши ребята, иначе, чем подвигом не назовёшь! «Кто сомневается в этом, пусть повторит этот путь» - писал о Балыбердине и Мысловском в своих дневниках Сергей Бершов.

САМ НАУЧИЛ СЕБЯ – НУЖНО ДОХОДИТЬ ДО КОНЦА

Так как же получаются такие личности как Владимир Балыбердин, которые живут и растут среди нас, а потом становятся в пограничных  ситуациях героями?  Владимир Сергеевич Балыбердин родился на Алтае, затем с мамой и сестрой переехал жить в Карасук Новосибирской области.

Здесь характер Володи ковался им самим с юных лет. Росший без отца мальчик воспитывал в себе целеустремлённость, самообладание, выдержку. Являлся одним из лучших учеников. Страстно увлекался фотографией, разбирался в искусстве, хорошо рисовал, много читал, занимался спортом. В те годы многие его ровесники пытались научиться стенографии, и только Володя Балыбердин сумел дойти до конца – самостоятельно освоил эту сложную науку и успешно сдал дистанционный экзамен.

Он постоянно воспитывал в себе волю: поставил пред собой задачу – закалить свой организм, и каждый день бегал купаться на речку Карасук до самой поздней осени. За что бывал не раз наказан матерью, которую он очень уважал и нежно любил. Школьные учителя, одноклассники и друзья, на глазах которых шло становление его личности, вспоминают, что характер и поведение Володи всегда говорили о его незаурядности. Никто из них не удивился, узнав, что их ученик, одноклассник и друг стал первым в нашей стране восходителем на Эверест. Что-то в этом роде он и должен был совершить!

Окончив среднюю школу №49 города Карасука Новосибирской области, Володя Балыбердин уехал поступать в г. Ленинград в институт связи имени М. А. Бонч-Бруевича. Первая попытка была неудачной. Но Владимир не был бы самим собой, если бы не поступил на следующий год. Именно в институте он и увлёкся альпинизмом…

БЭЛ ТАКОЙ ОДИН!...

По словам Ирины Кузнецовой, учившейся в Ленинградском институте связи и занимающейся в одном с Володей альпинистском клубе «Альп-ЛЭИС», Володя всегда был чутким и заботливым человеком. Он жил самостоятельно, без родителей, и всего в жизни добивался сам. Он был очень целеустремлённым и упорным. Учился в институте и зарабатывал себе на жизнь. Упорно учился кататься на горных лыжах. Много тренировался самостоятельно: бегал на выносливость, лазал по скалам.

Очень любил, когда мы пели под гитару, особенно песни Булата Окуджавы. Однажды на тренировке в «Бонче» он подошёл ко мне и спросил, чего я такая грустная. Узнав, что у меня горе, ни слова не говоря, пошёл в раздевалку, а когда вернулся, держал в руках книгу Жана-Клода Килли «Лыжи по-французски». На обложке была его дарственная надпись в несколько тёплых слов… Максим Рейдер, также учившийся с Бэлом в институте, рассказывал, что однокурсницы в день рождения Володи придумали стишок: «Балыбердин! Ты у нас один. Ты у нас один. Такой Балыбердин». И действительно, Бэл был «такой один» - незаурядный человек…Максим Рейдер вспоминает: «Он  был старше нас всего на несколько лет, а казалось – на целую жизнь. И дело не только в том, что мы были,  в общем, благополучные большие дети из ленинградских семей, а он приехал из Сибири и жил, вероятно, на квартире – в любом случае должен был сам о себе заботиться.

С Бэлом можно было о чём угодно поговорить и получить развёрнутый ответ, в котором не было ни одного лишнего слова. Значит, у него было давно уже обо всём подумано. Бэл просто поражал меня своей мудростью. Он хорошо рисовал – мы узнали об этом, когда его забрали в армию, и он служил в какой-то части в Кавголове в должности художника, а мы ездили его навещать.

СТЕПНАЯ РОДИНА ПОКОРИТЕЛЯ ЭВЕРЕСТА 

Город Карасук – административный и культурный центр Карасукского района. Расположен на севере Кулундинской степи, в юго-западной части Новосибирской области. Расстояние до г. Новосибирска  386 км. Граничит с Алтайским краем и Республикой Казахстан.

Самобытную красоту и степной характер Карасука воспевали местные поэты, в этих строках много общего и о Бэле: "Победу в ладонях я в мае принёс ...":

В широкой степи, в

ожерелье берёз,

Под синим бездонным небом

Раскинулся город, любимый до слёз.

Пропахший цветами и хлебом.

Здесь юность прошла незаметно моя,

Здесь радость-любовь свою встретил.

Отсюда ушёл я в чужие края

Военной зимой на рассвете.

На битву с врагами послала страна.

И в огненной той круговерти

Испил я солдатскую чашу до дна

Тревог, расставаний и смерти.

Победу в ладонях я в мае принёс

Своим землякам на рассвете,

И город мой светлый от белых берёз

Меня, как защитника, встретил.

Летят, словно птицы к гнездовьям, года.

Подвластный годам, я состарюсь,

Но с городом юности, нет, никогда

И ни за что не расстанусь.

Он всюду со мной, он мой берег и свет,

К нему только сердце стремится.

Героями славен, стихами воспет -

Ну, как мне тобой не гордиться?!

К аллее Героев пройду не спеша -

Нет в городе места дороже,-

И грустью наполнится сразу душа,

И взгляд мой становится строже.

Они не вернулись с великой войны.

В пожаре цветов обелиски…

Солдаты, погибшие в сердце страны,

В думах народа и близких.

В парках деревья листвой шелестят.

Солнцем обласканный, молод,

Растёт в Кулундинской степи город-сад,

Родной Карасук – юный город. (И.Набатов)

Комментарии