Написано с натуры - ХранителиРодины.рф

Феномен коллекционирования, собирательства можно рассмотреть на примере жизни и деятельности И.В. Рехлова (1910-1985 гг.) - выходца из крестьянской семьи, где был приёмным ребёнком. В юности, работая на почте, он увлекся собирательством открыток. Позднее начал коллекционировать репродукции из журналов. Пополняя коллекцию факсимильными репродукциями, обращался за помощью к видным политическим и государственным деятелям разных стран, например, к И.В. Сталину, королеве бельгийской Елизавете. Его собрание насчитывало 2400 живописных произведений, 60000 графических работ и репродукций, более 3000 книг по искусству. Шушенская народная картинная галерея, созданная на основе коллекции Рехлова, имела широкую аудиторию и географию от полевых станов до крупнейших культурных центров мира.

Собиратель...Коллекционер... 

Попытайтесь представить жизнь человека, занимающегося любым собирательством. Кто это? Фанатик, способный пожертвовать многим ради какого-то предмета или мечтатель, ностальгирующий по прошлому, любитель старины, красоты, искусства? Решать Вам.

Строительство в Шушенском города-памятника и музея-заповедника «Сибирская ссылка В.И. Ленина» притягивало огромное количество неординарных, особенных людей. Одним из них был Иван Варламович Рехлов, у которого в советские годы появилось второе имя – «Сибирский Третьяков».

Иван Варламович родился в 1910 году в глухом селе Листвягово Енисейской губернии. Рос в приёмной семье, так как рано остался сиротой, получил лишь начальное образование. В юности, работая на почте, он увлекся собирательством открыток. Внутренняя часть крышки его дорожного ящика была украшена яркими рисунками с почтовых карточек. Сначала просто любил их рассматривать, потом начал сортировать по темам – это были первые робкие шаги, зародившегося внутри коллекционера. Позднее стал собирать репродукции из журналов. Претворяя в жизнь воззвание «Искусство принадлежит народу» самые популярные журналы «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», «Художник» пестрили репродукциями с картин известных русских советских и зарубежных художников. В то время цветными вырезками обклеивали стены городских квартир и деревенских изб.



Иван Варламович Рехлов. 1960-е годы

Открытки из коллекции И.В. Рехлова

Репродукции из журналов из коллекции И.В. Рехлова

Норильск. Первые выставки

В 1940-е годы, работая в Норильске дробильщиком на горно-металлургическом комбинате, Иван Варламович стал знакомиться с местными художниками и приобретать у них картины и рисунки. О чём думал Рехлов, работая в руднике, выполняя физически тяжёлую работу? Что грело ему душу? Мечта! Мысли об искусстве, красоте! Что могло скрасить, разнообразить отдых рабочих-проходчиков на Крайнем Севере? Какая была альтернатива досуга для любознательной молодёжи? Разделить свою мечту, дать возможность северянам, уставшим от зимней мглы и холода, приобщиться к искусству было его целью. Первые выставки он организовывал для друзей и молодых семей горняков, позволив через знакомство с репродукциями побывать в мировых музеях, пообщаться, увидеть и узнать что-то новое. Пополняя коллекцию факсимильными репродукциями, он обращался за помощью к видным политическим и государственным деятелям разных стран. К И.В. Сталину, королеве бельгийской Елизавете, к генеральным секретарям Итальянской и Венгерской компартий Пальмиро Тольятти и Яношу Кадару и другим. От художников, издательств, политических лидеров он получал ответы и посылки. Также коллекция И.В. Рехлова пополнялась благодаря обширным связям, которые он наладил с российскими и европейскими прославленными музеями: Дрезденской картинной галереей, Британским национальным музеем, с музеями США, Италии, с художниками.

Увлечение Ивана Варламовича переросло в смысл жизни, позволило ему самообразовываться, сформировать высокохудожественную коллекцию, пропагандируя её среди широких слоёв населения. Цель всей его собирательской деятельности была в том, чтобы знакомить со своим собранием людей разных стран: «Более 25 лет я собираю лучшие работы многих художников из всех стран мира в виде репродукций, а частично в виде оригиналов. Но собранная коллекция не лежит у меня на полках. Уезжая в отпуск, я беру что-нибудь из своей коллекции и при любых обстоятельствах организую где-нибудь выставку». Выставки из собрания коллекционера принимали в культурных центрах ГДР, Румынии, Венгрии, Чехословакии.







Первая выставка в г. Норильске. Клуб профсоюзов. 15 января 1956 года

Документы по переписке. И.В. Рехлов встречает на вокзале посылки из Европы

Выставка в г. Лейпциге. 1962-1963-й годы

Шушенское. Золотой век коллекции

После выхода на пенсию, в 1969 году Рехлов с семьей переехал в Шушенское. Иван Варламович обратился к краевым властям с предложением создать на базе его коллекции Шушенскую народную картинную галерею. 21 мая 1970 года вышло постановление Президиума Красноярского краевого Совета профсоюзов о создании народной картинной галереи и утверждении директором Ивана Варламовича Рехлова. В этом же году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

К этому времени уже вся семья была увлечена идеей собирательства, но самой активной помощницей стала его невестка Лилия Михайловна Рудакова, профессиональный журналист, человек очень активной жизненной позиции. Она так же неутомимо, как Рехлов, включилась в пропаганду коллекции, в организацию выставок по всей стране, в переписку и личные контакты с музеями, художниками, коллекционерами, политическими деятелями. С 1973 года в течение 25 лет она была директором галереи.

Шушенское стало для Рехлова и его коллекции землёй обетованной. Этот период, по праву, считается золотым веком художественного собрания. Количеству передвижных выставок в то время мог позавидовать самый оснащенный музей – более 100 в год.

Всё случилось, мечты исполнились и воплотились в жизнь. Что может быть лучше? Счастлив ли был Иван Варламович, посвятивший всю свою жизнь великому делу? Мы можем только предполагать... Какие потери пришлось ему пережить, с какими трудностями сталкивался собиратель при приобретении работ в коллекцию, сколько тратил на это денег, сил, чем жертвовал – обо всём об этом можно узнать, изучая личные архивы и художественную коллекцию И.В. Рехлова, хранящиеся в музее.

В 1990-е годы были расформированы профсоюзы, которые финансировали галерею. Она прекратила своё существование и коллекция вновь стала частной. В 1998 году Комитет по делам культуры и искусства Администрации Красноярского края выкупил часть коллекции у Л.М. Рудаковой и передал её Музею-заповеднику «Шушенское».

На сегодняшний день художественная коллекция Рехлова насчитывает более 1300 подлинных живописных произведений и более 17000 графических работ и репродукций. Произведения, не только бережно хранятся, но и постоянно экспонируются, как в самом музее, так и за его пределами.

В благодарность за вклад в духовное и культурное развитие сибиряков, ещё при жизни Иван Варламович был удостоен звания Почётного гражданина Шушенского. На доме, где жила семья коллекционера, установлена мемориальная доска и одна из улиц посёлка носит его имя.

Изучая особенную натуру человека, такого как Иван Варламович, происходит осмысление простых вещей: любовь к прекрасному и безграничная способность работать над осуществлением задуманного.







Документ о присвоении звания "Заслуженный работник культуры РСФСР". 23.04.1970 год

Л. М. Рудакова на выставке художника Е. Омельченко. 1980-е годы

И.В. Рехлов выбирает работы для выставки. 1970-е годы

И.В. Рехлов на фоне художественного собрания. 1980-е годы

Комментарии