Хранитель старины - ХранителиРодины.рф

На протяжении девяти лет житель Самарской области собирал по селам и деревням народные песни мордвы, русских, чуваш. Благодаря его труду сохраняется передается новым поколениям песенное наследие предков.

Самарская область – край со своей уникальной историей, которую создают люди, живущие на этой земле. Местные жители обогащают ее своими судьбами, событиями и культурой. В Самарской области пересекается множество традиций и обрядов разных народов. Ведь в крае проживает более 150 этносов, которые постоянно взаимодействуют, перенимая друг у друга культурные черты. У каждого народа при этом сохраняется собственная этническая индивидуальность, которая выражается в традиционном костюме, определенных обрядах, блюдах, а также в фольклоре, посредством которого люди передают свои чувственные переживания, эмоции, повествуют о событии, историях из жизни, проявляют сочувствие и радуются. Ни один праздник не обходится без песен и музыки.

С магнитофоном по деревням

Фольклор является особым достоянием любого народа и его важно сохранять в памяти поколений. Ответственную миссию по сохранению и популяризации фольклора народов Самарского края в XX в. возложил на себя Михаил Иванович Чувашев, этнограф и фольклорист. На протяжении девяти лет он занимался сбором мордовского, чувашского и русского фольклора. Кроме того, в его коллекции присутствуют песни эстонских и украинских переселенцев. Источником народных текстов для него стали жители сел Самарской области, которые с радостью исполняли музыкальные произведения, раскрывали их смысл, рассказывали, связанные с ними обряды. Из разных отдаленных деревень и сел Михаил Иванович вез богатейший материал, записанный на диктофон. За время экспедиционной деятельности он выезжал и за границу своей малой родины, в Ульяновскую и Оренбургскую области, а также побывал в Татарстане и Мордовии.

Родился Михаил Иванович Чувашев в с. Красные Ключи Похвистневского района Самарской области в 1909 г. в многодетной семье. У него было 5 братьев и 3 сестры. В 15 лет Михаил Чувашев был принят в Самарский интернат №15 для мордовских детей, где встретил свою будущую жену Инчину Анну Ивановну. Она стала впоследствии заслуженным врачом России. Чувашев учился в Куйбышевском индустриальном институте. Впоследствии стал учителем физики в школе с. Шентала. Во время Великой Отечественной войны он отправился на фронт. Стал кавалером ордена Красной звезды и ордена Славы. Михаил Иванович воевал под Сталинградом, в Болгарии, Венгрии, сражался вместе с югославскими партизанами, дважды был тяжело ранен. В 1964 г. он вернулся в Шенталинскую школу и продолжил обучать детей физике. Михаил Иванович умер в 1973 году, оставив после себя богатейшее духовное наследие.

Ценный архив

Части огромной коллекции фольклора, собранного Чувашевым, хранятся во многих учреждениях, где чтут и с гордостью вспоминают уважаемого этнографа. В научном архиве Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина хранится собрание фольклора, включающее написанные на бумаге тексты мордовских (721 ед.) и русских (221 ед.) песен, 36 кассет с аудиозаписями, а также 69 зафиксированных этнографом на бумаге текстов, связанных с именами выдающихся личностей Мордовской АССР. В целом в архиве большую часть составляют именно мордовские произведения, позволяющие изучить культуру мордвы, их песенные обычаи и традиции.

Особое место в коллекции занимают свадебные песни, количество которых составляет 292 ед. Они исполнялись родственниками молодых, участниками свадебного процесса на разных этапах праздничного ритуала во время определенных обрядов. В том числе в архиве присутствуют укоры, исполняющиеся с оскорблением жениха или невесты. Например, укоры, которые исполнялись стряпухами при замешивании теста для свадебных пирогов в доме жениха. Одна их таких песен была записана фольклористом в 1963 г. по воспоминаниям уроженки с. Ёга Похвистневского района Самарской области Илюшкиной Анны Никифоровны. В произведении стряпухи говорят о том, какая невеста бездельница и неумеха. Однако на самом деле такие песни носят шуточный характер.



Кинь частинэ явсынек,

Кинь паинзэ тейсынек?

Маря – эльбагаень паензэ

Маря – целаконь частинзэ!...



На чье счастье пироги затеваем?

На долю Марьи – бездельницы

На чью долю мы тесто замешиваем,

На счастье Марьи – неумехи…



Также в архиве много причитаний невесты о посетившем ее горе. В сюжетах невеста оплакивает свое девичество и прощается с родительским домом. Помимо свадебных песен в коллекции музея присутствуют произведения, посвященные миру природы, предкам, родителям, рассказывающие целые истории о разных героях и т.д.

Помимо архива Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина значительная часть коллекции фольклора, собранного М.И. Чувашевым, хранится в «Старошенталинском историко-этнографическом музее имени М.И. Чувашева» в с. Старая Шентала Шенталинского района Самарской области.

Фольклорные материалы из собрания этнографа неоднократно публиковались. Михаил Иванович лично стал автором многих книг, которые содержат тексты всех тех песен, которые он собирал на протяжении девяти лет. Среди его работ книга «Мордовские народные песни», которая лично была подарена Михаилом Ивановичем Самарскому историко-краеведческому музею им. П.В. Алабина и имеет рукописную подпись автора: «Куйбышевскому краеведческому музею от фольклориста Чувашева М.И. 5 ноября 1970 г.». Также вместе с другими авторами он выпустил большой сборник песен под названием «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки».

Лекция-концерт "Хранитель старины"

В 2019 г. в рамках конференции «Самарский край в истории России, посвященной 195-летию со дня рождения П.В. Алабина» состоялась открытая лекция-концерт «Хранитель старины» с презентацией фольклорного наследия Самарской области из аудиоархива этнографа С.И. Чувашева. Зрителей познакомили с биографией и значимыми для традиционной культуры заслугами фольклориста. На концерте были исполнены песни из архива М.И. Чувашева фольклорными самарскими коллективами. Среди них: Фольклорно-этнографическая студия «Украса», Ансамбль народной песни «Чебатуха», Фольклорный ансамбль «Велень койть», Творческое объединение «Панская артель».

В ходе самой конференции на секции «Этнокультурное многообразие Самарского края» состоялось выступление сотрудника музея им. П.В. Алабина с докладом на тему «Фольклорный архив М.И. Чувашева». В научной работе проанализированы материалы архива музея, рассмотрена тематика фольклорных текстов и места их сбора. На основе коллекции исследована мордовская культура, описаны свадебные обряды, сопровождающиеся исполнением народных песен, изучены верования и мировоззрение мордовского народа.

Таким образом, фольклорное наследие предков, собранное Михаилом Ивановичем Чувашевым в Самарской области и за ее пределами, является ценным материалом в деле сохранения традиционной культуры, ее изучения и понимания. Коллекция фольклора стала ценным дополнением к ряду экспонатов, отражающих материальную культуру мордвы, в фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. Благодаря труду Михаила Ивановича песенное достояние народа продолжает жить и у нового поколения есть возможность с ним познакомиться

Комментарии