Этих дней не смолкнет слава…
Славгородско-Чернодольское восстание, Славгород, Алтайский край
В 2018 году исполнилось 100 лет со дня Славгородско-Чернодольского восстания. Уже нет в живых и участников – борцов за Советскую власть, и очевидцев, но память о тех страшных днях передается славгородцами из поколения в поколение, хранится в музейных фондах…
После Октябрьской революции в Славгородском уезде была объявлена власть Советов. А в конце июня 1918 года в город пришли белогвардейцы, объявив власть Временного Сибирского правительства. Большевики ушли в подполье. В Славгородском уезде насчитывалось 18 подпольных организаций. Одной из крупных была партийная организация в с. Черный Дол, во главе которой стояли Павел Иванович Фесенко, Роман Григорьевич Буряк, Георгий Порфитович Теребило, Шкот Павел Пименович и другие. Ими был создан подпольный комитет по подготовке вооруженного восстания.
31 июля 1918 г. Временное Сибирское правительство объявило приказ о мобилизации молодежи 1898-1899 гг. В связи с этим, чернодольские подпольщики на дорогах, ведущих к Славгороду, выставили секретные посты, которые встречали новобранцев и вели агитацию с тем, чтобы те не являлись на сборные пункты, а присоединялись к повстанцам. В течении нескольких дней мобилизация в Славгородском уезде была приостановлена.
28 августа в село Черный Дол прибыл отряд во главе с начальником Славгородского белогвардейского гарнизона штабс-капитаном Киржаевым. Он собрал население и потребовал ответа, почему не дают своих сыновей в новобранцы. Когда же посыпались вопросы: «Для чего зовут? Почему берут молодежь, а не старых фронтовиков-солдат, уже обученных военному делу?» - штабс-капитан в ответ стал угрожать всем расстрелом и уехал встречать новобранцев.
Через несколько дней штаб-капитан вновь приехал в село уже с вооруженным отрядом большей численностью. Раздались выстрелы, тех, кого встречали на улице сразу били прикладами. Со списком новобранцев белогвардейцы ходили по домам.
Из воспоминаний участников Чернодольского восстания: Сапы Савелия Изосимовича, Шкота Павла Пименовича, Гудка Степана Архиповича:
«Пьяный и злой Киржаев ходил по селу. На одной из улиц ему повстречался местный житель Первашов.
- Ты почему не посылаешь своего сына в армию?! – взревел капитан.
- Мой сын не будет воевать против Советской власти, - гордо заявил Первашов. Киржаев выстрелил, и Первашов упал замертво. На выстрел сбежались люди. Кто-то ударил в церковные колокола. Вскоре весь народ собрался вокруг убитого односельчанина. Боясь гнева и мести народа, Киржаев поспешно скрылся».
Схватив нескольких человек, офицеры уехали в полной уверенности, что теперь новобранцы не замедлят явиться на призывной пункт.
Все село собралось на площади, у школы. Одни за другим выступали фронтовики, подпольщики. Было решено организовать наступление на Славгород. Поскакали гонцы в соседние деревни с призывами поднять восстание.
К вечеру 1-го сентября в Черном Доле собралось около тысячи человек, село превратилось в революционный повстанческий лагерь. Сюда прибыли группы крестьян из соседних сел: Андреевки, Павловки, Крыжановки, Подсосново и других. Собравшихся людей разбили на три отряда, которые возглавили Коваленко Ф. Т., Рукас М. Е. и Киселев И. А. Также, были из бывших красногвардейцев сформированы два отряда, командирами которых назначили Рейма Я. Я. и Романенко И. И. Восставшие собирались освободить из мест заключения большевиков и советских работников, перебить гарнизон и установить Советскую власть.
Валько Феодосий Павлович 1900 года рождения, работал в то время молотобойцем на чугунно-литейном заводе. 1 сентября он поехал к сестре в с. Чёрный Дол. Вот что он вспоминал: На подводах повстанцы поехали по степи к Чёрному Долу, по пути к ним присоединялись люди из других селений.
До Чёрного Дола ехали на бричках по 3-4 человека.
«Кто-то сказал, что надо провода перерезать, а то могут телеграмму дать. Кислый Андрей говорит на меня: «Бери шашку и попробуй». Я беру шашку и по столбу… но с трудом справился. Когда подошли к городу послали разведку – Кислого, Гапоненко, Боровика и меня. В городе возле хлебокомбината зашли к знакомому Боровика, съели по куску хлеба, двинулись дальше, базарная площадь была пуста, на улице Ленина 143 находились новобранцы, обманом забрали троих, сказав, что должны их лично доставить.
Пошли по улице Ленина до № 121, там находились офицеры, мы ждали сигнала, но его не было. Было решено, что надо освободить заключенных. Тюрьма находилась на Ленина 193. В это время нам на встречу подошли подсосновцы, тюремную охрану сняли быстро, открыли двери и освободили около 100 человек, сразу услышали призыв – захватить оружие. Все двинулись к оружейному складу на улице К. Маркса 105 (сейчас телеграф), винтовки и патроны сразу раздали. Кислого Андрея ранили и отправили в больницу с Гапоненко М. Все с оружием двинулись на школу, где были офицеры по улице Ленина 121. По городу шла стрельба, подойдя к школе, мы дали залп по окнам, но офицеров там уже не было. У магазина Винокурова тоже уже не было ни офицеров, ни новобранцев.
У сада в доме было два офицера, там мы взяли 3 винтовки, 4 шашки и кортик. В доме по улице К.Маркса 176 у Висловского нашли 2 винтовки и 100 штук патронов. По улице 1 мая 168 был дом Блудова (стоял двухэтажный, сейчас нет) там помещался штаб белой армии. Начальник штаба стал убегать, его ранили, догнали на улице Герцена 162 там его убили. Потом мы вернулись обратно к штабу, собрали бумаги, я снял белый флаг. У охраны завода забрали 2 винтовки, а одну оставили...»
К 12 часам дня второго сентября тысячный отряд, вооруженный в основном вилами да штыками, занял город. Часть белогвардейцев смогла уехать на паровозе, бежал и штабс-капитан Киржаев.
Омское Временное сибирское правительство приняло «меры» - военный министр Иванов-Ринов П. П. поручил ликвидацию славгородских «большевиков» казачьему атаману Анненкову.
8 сентября к Бурле прибыли хорошо вооруженные белогвардейские части, они атаковали позиции повстанцев у реки Бурлы.
9 сентября отряд, под командованием чернодольца Павла Ивановича Фесенко, принял бой у села Гусиная Ляга. Под свинцовым огнем анненковцев командир несколько раз поднимал в атаку восставших. Фесенко погиб с призывом: «Умрём, но не сдадимся! Народ непобедим!».
Сила была на стороне белогвардейцев. Члены штаба дали указание повстанцам о прекращении открытой борьбы и укрытия оружия. По всем селениям уезда послали с гонцами извещения об отмене намеченного на 12 сентября II уездного съезда Советов. Однако до некоторых селений эти сообщения доставлены не были, и около сотни крестьянских делегатов в разгар подавления восстания оказались в Славгороде.
Тем временем, эшелоны карателей двигались к Славгороду. 10 сентября анненковцы заняли без боя полупустое село Черный Дол (часть жителей накануне ушла из села) и учинили расправу над чернодольцами. Был схвачен начальник штаба Буряк Роман Григорьевич. Белобандиты со всех сторон подожгли село, зарево пожара было видно за 35-40 километров.
Расправившись с чернодольцами, анненковские головорезы в этот же день ворвались в Славгород. Начался погром. Каратели изрубили коменданта города большевика Дятлова, были убиты крестьянские делегаты, съехавшиеся на уездный съезд, в том числе и председатель первого Славгородского уездного съезда Черных Д.Г.
Романа Буряка долго пытали – резали, посыпали раны солью, выкололи глаза, так ничего и не добившись, изрубили на куски... Много погибло ни в чём не повинных женщин, детей, стариков. Арестованных выводили на окраину города за пивной завод, к железнодорожному депо, и расстреливали группами. Только за один день было убито свыше 400 повстанцев. Такая же расправа была учинена аннековскими головорезами почти во всех восставших селах. Всего по Славгородскому уезду было замучено и расстреляно 5667 человек.
Славгородско-Чернодольское восстание является первым и самым крупным выступлением жителей Славгородского уезда в Западной Сибири против белогвардейского режима. Восставшие отвлекли на себя часть белогвардейских сил и тем самым оказали определенную помощь героически сражавшейся Красной Армии. Славгородско-Чернодольское восстание стало сигналом к развёртыванию партизанской войны в Сибири против Временного Омского правительства и армии Колчака.
Научный сотрудник Славгородского
городского краеведческого музея
ВАЛЕНТИНА СИДОРЕНКО.
Комментарии