Камских линий волшебство
Художник Павел Самойлов, Чистополь, Республика Татарстан
Кто может лучше рассказать о родном крае, чем поэт и писатель? Кто может лучше живописать родные места, чем художник? В Чистополе, небольшом городке на Каме, живет и творит свою реальность Павел Ефимович Самойлов – человек, сочетающий в себе все три вышеназванных дарования.
С чего начинается Родина?.. У Павлика Самойлова она начиналась с родной улицы Розы Люксембург, утопавшей в зелени, с лужайки с тележной колеей вместо дороги… Высокая трава, футбол с друзьями с утра до ночи и, конечно же, Кама! Красавица Кама - источник вдохновения для поэтических талантов - никакого человека не оставит равнодушным ее широкий разлив, неспешное и величавое течение, ее неповторимые, каждый вечер разные закаты…
Таковы воспоминания раннего детства Павла Ефимовича. Тогда же, в раннем детстве, с ним случилось чудо: он впервые увидел восход солнца на озере, куда взял его, мальчонку, сосед дядя Вася. Громадное и светлое пространство, зеркало-озеро… Огромный диск солнца, поднимающийся из-за леса… Огненный в полосочку шар, спектр цвета – этот восход Павел Ефимович помнит и по сей день, спустя семьдесят лет, что само по себе уже чудо. Видимо, тогда и проснулся в маленьком мальчике художник.
Наверное, талант и дарование направляют судьбу человека, так или иначе создают ее. Художественный дар Павел Ефимович пронес через всю свою жизнь, вкладывая в свои работы и душу, и средства. Огранять же его он начал в изостудии Радаева Сергея Александровича в Сочи, куда уехал с другом едва получив паспорт. Затем три года армейской службы художником в танковом полку в Венгрии, учеба в художественно-театральном училище в Нижнем Тагиле. Но где бы ни приходилось жить, всегда его тянуло в родные места, в Чистополь, к Каме. Вернувшись в родной город, работал в клубе часового завода художником-постановщиком при Народном театре, оформлял спектакли, занимался живописью, графикой, скульптурой, участвовал в республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках. Делал ледяные скульптуры в городских скверах и парках. Приходилось расписывать ему и чистопольский храм.
С 1999 года по 2015 год художник трудился в чистопольском Доме работников просвещения, ставшем в 2009 году Литературно-мемориальным музеем «Дом учителя». Здесь оформлял он фасад, писал картины, здесь до сих пор представляет вниманию публики выставки своих работ. Картины его вызывают большой интерес не только у местных жителей, специально приезжают в город ценители из других городов, даже из столицы. Телевидение сняло о Самойлове несколько репортажей.
В Литературно-мемориальном музее «Дом учителя» на одной из стен есть роспись: триптих «Война. Весна. Вечность». Нарисовал Павел Ефимович эту картину в 2000-м году, всего за месяц, хотя сама мысль пришла не сразу, развивалась постепенно. Картина изображает эвакуированных в Чистополь во время войны писателей и полна символики. Леонов и девочка из пьесы «Нашествие», черная тарелка, вещающая беду, отрок с иконой и надежда на победу… Долматовский, Исаковский, чайки, камские воды… Пастернак и Цветаева, лед и огонь, потрескавшаяся земля, не принявшая чайку…
Этим триптихом Самойлов поставил точку в советской теме, которую развивал прежде. Произведением своим доволен.
Другому чистопольскому музею, известному на всю страну, – музею Бориса Пастернака – художник подарил барельеф с изображением поэта.
Без творчества Павел Ефимович себя не мыслит. По его собственному выражению, оно «суровой нитью проходит через всю его жизнь». Именно в действии, в работе видит смысл своей жизни, наибольшее удовлетворение ощущает, когда, отдав много сил, видит как много и хорошо сделано. Работа, творчество – это и спасение от случающейся хандры. Художник с горечью сожалеет о потерянном на ненужные дела времени, о том, что многие его проекты, в которые вложил силы и душу, были не поддержаны. Хотя, в целом, Павел Ефимович своей жизнью доволен, переписывать бы ничего не стал, будь такая возможность: «плохого не было, но и хорошего тоже», было и «нереально-сказочное и дурное», и анекдотическое. Но жизни он благодарен за все, что было, даже за неудачи, ведь каждая неудача «несет поток информации и энергии на будущую жизнь». Случалось ему не единожды заблудиться в лесу, первоначальные страх и досада на себя сменялись пониманием того, насколько это замечательный опыт, приносящий с собой чувства и мысли, осознание того, что жизнь прекрасна и как хорошо жить на этом свете.
Пережитый опыт сделал из художника еще и писателя. Писать новеллы и рассказы он стал после пятидесяти лет, за полвека жизни многое пришлось увидеть и передумать, материал накопился. Его эпиграммы на друзей и знакомых – это энциклопедия чистопольских обывателей. Хотя, признается сочинитель эпиграмм, ему немножко неловко за их излишнюю колкость. Ведь он благодарен хорошим людям, что повстречались они на его жизненном пути, благодарен друзьям, которые почти всегда были намного старше по возрасту.
Пишет Павел Ефимович и стихи. К сожалению, относится он к своим рассказам и стихам как истинно художественная натура, с рассеянной небрежностью: пишет от руки на листке бумаге и нигде не публикуется. Жаль, если самобытные произведения будут утрачены…
И хотя у Самойлова нет любимых картин – все они ему как родные дети, а лучшей картиной, как и Айвазовский, считает ту, над которой работает в данный момент, – все же есть у художника несколько особых поводов для гордости: участие во Всесоюзной выставке в 1987г., где он представил вниманию публики триптих, написанный к 40-летию Победы; два барельефа «Родина-мать» в чистопольской Аллее Героев.
Природа – лучший художник. Мысль известная. Самойлов ее дополняет для себя: лучшая картина - кусок природы, на который смотрю. Пишет картины он своеобразно. «Не списывать природу… она диктует свою формулу, посылает импульсы, дает загадки и разгадки, без нее я глух и нем, она открывает мне глаза». Картины его имеют восхищенных ценителей, их высоко оценил председатель Союза художников: «нужно возить по всему миру, это чудо!»
Павел Ефимович Самойлов – человек интересного характера, замечательно вписывающийся в традиционный образ художника: бессребреник, он никогда не искал знакомств с известными и влиятельными людьми, имея для этого возможность. Смыслом человеческой жизни называет просто быть человеком в лучшем понимании этого слова. Предостерегает от «накопительства ресурсов», хоть и признает важность обеспеченной жизни. В свои семьдесят с хвостиком лет мечтает «пообщаться с хорошими людьми, сделать еще несколько выставок, показать сделанное людям». А самая заветная его мечта – «достигнуть самую лучшую в мире линию в рисунке».
Комментарии