Служащие Московско-Рязанской (Казанской) железной дороги и их роль в истории Малаховки - ХранителиРодины.рф

Многие ключевые для Малаховки начала ХХ века события или начинались с инициативы железнодорожных служащих, или не обходились без их участия.

Для развития Малаховки весьма важное значение имело открытие Рязанской железной дороги. После открытия движения стало развиваться дачное строительство. В 1880 году открылась пассажирская остановка дачных поездов на 27-й версте, которую назвали Малаховкой по имени ближайшего населённого пункта, Соколово-Малахово, от которого дорога прошла в одной версте. Ближайшими станциями были Люберцы (на 19-й версте) и Быково (на 31-й версте). Вблизи этой платформы со временем возник дачный поселок Малаховка.

Служащие дороги пользовались бесплатным проездом и составляли значительную часть пассажиров в первые годы застройки посёлков. Их доля в общем числе пассажиров в 1903 году составляла 40%, в 1908 году 35% и в 1911 году 27%. Кроме того, Правление Общества уделяло серьёзное внимание материальному положению своих служащих. Наталия Николаевна Чебышева вспоминала: «В Малаховке почти с момента её возникновения жили главным образом служащие на железной дороге, так как владельцам (магнатам железной дороги) выгодно было заселять станции. <…> Служащим предоставлялась льгота на провоз стройматериала. Сосновые брёвна – сухие, не ставные, привозили из-под Рязани. Поэтому дома были долговечны. Железнодорожники знали друг друга»

Железнодорожные служащие, будучи первыми постоянными жителями Малаховки, играли важную роль в жизни посёлка и приняли участие в основных событиях его дореволюционной истории. Особенно выделим несколько семей.

Чебышевы. Сергей Иванович Чебышев был начальником отдела налогов и сборов Казанской железной дороги, позже – казначеем в школе над оврагом. Получил участок, построил дом в 1896 году. Дом сохранился, но без террасы, над которой возвышалась башенка. Его брат Николай Иванович Чебышев – тоже был железнодорожником. Не имел высшего образования, занимал небольшую должность, вроде помощника бухгалтера. Построил дом для себя и дом для своей матери (Южная улица и Тургеневский проезд). Имел большую семью. Дочери: Нина, Мария, Ольга, Наталья, Валентина и самая младшая – Елизавета.

Шепель. Недалеко от Чебышевых, на улице Южной, жила семья Шепель.

Мыслины. Многие малаховцы знают весьма приметный дом архитектора В. А. Мыслина (Советская, 15) неподалёку от Петропавловской церкви. Спроектировал дом сам хозяин – железнодорожный инженер А. М. Мыслин. Дом построен в лучших традициях дачной архитектуры, деревянный, с резьбой на фронтоне, большими окнами.

Черниковы – семья, жившая в Малаховке на ул. Толстого. Семья эта была крестьянско-купеческого происхождения. Сергей Николаевич Черников окончил военно-инженерное училище. Некоторое время работал на Казанской железной дороге, а затем на электростанции Грюнберга в Малаховке; устанавливая электропроводку на одной даче в Малаховке, на террасе он видел эсерку Фанни Каплан, предположительно совершившую покушение на В. И. Ленина на заводе Михельсона. С 1919 по 1922 год он работал электротехником на электростанции Красковской больницы, а с 1922 года осветителем Летнего театра.

Кравец и Поликарпов. По воспоминаниям Арии Карловны Куршевиц, архитектора и краеведа, одной из собирателей общественного музея, большая дача на углу ул. Советской, где был красивый сад и декоративные ели, принадлежала архитектору Кравцу, работавшему в правлении Казанской железной дороги. Улица Малая Коренёвская, вблизи Коренёвского шоссе, с односторонней застройкой из 12 дач фасадом в сторону большого хвойного лесного массива, заканчивалась большой благоустроенной 2хэтажной дачей, где постоянно жила семья инженера правления Казанской железной дороги Н.Н. Поликарпова

Многие ключевые для Малаховки события или начинались с инициативы железнодорожных служащих, или не обходились без их участия:

1) Малаховка театральная. Неповторимую прелесть и самобытность придавал малаховской дачной жизни Летний театр, где часто выступали известные артисты, ставились спектакли, соответствующие столичному уровню. Первое упоминание о какой-либо театральной жизни в Малаховке – журнал «Театрал» за 1896 год: «Управление Московско-Казанской железной дороги, желая доставить рабочим дороги развлечения, предполагает устроить для них в течение рождественских праздников несколько бесплатных спектаклей. Любителями из служащих управления дороги представлены будут «Женитьба» и «Ворона в павлиньих перьях», причем в антрактах будет играть собственный оркестр п/у г. Шеффера. Спектакли будут устроены в помещении мастерских дороги и состоятся 27 и 30 декабря, а затем 2 и 3 января будущего года».

Журнал «Театрал» за 1987 год: «В дачной местности Малаховка (в 27 верстах от Москвы по Моск.-Каз. ж/д) кружок любителей, преимущественно из служащих названной дороги, в истекшее лето дал 7 спектаклей. Постановка отличалась тщательной срепетовкой и общим ансамблем. <…>. Ввиду успешного начала предполагается построить в будущем году в Малаховке закрытый театр и ставить в нем спектакли еженедельно». В антракте, несмотря на мокрый грунт, подростки и юнцы с наивными девицами танцевали и резвились без устали. Площадка перед сценой (с местами для публики), а равно и небольшой садик были переполнены публикой. Очень хорош оркестр».

2) Конка. На заседании Правления Общества Московско-Казанской железной дороги в 1899 году было рассмотрено «Дело о сооружении подъездного конно-железнодорожного пути общего пользования к платформе Малаховка». Для улучшения развития дачной жизни в Малаховке правление утвердило соглашение с владельцем земли, кандидатом права Алексеем Дорофеевичем Соколовым по вопросу строительства конки в пределах его владения в «сельце Малаховка». Предполагалось, что конная железная дорога будет эксплуатироваться в течение летнего дачного сезона – с 1 мая по 1 сентября. Правление имело в виду, что на тот момент во владениях Соколова насчитывалось около 200 дач и что «конно-железная дорога, помимо преимущественного передвижения по сообщению дачников между собою и с купальнями на реке Македоновка, может рассчитывать не менее, как на одного пассажира с каждой дачи, что даст 200 пассажиров в день с ежедневною выручкою в 16 рублей». В договоре с А. Д. Соколовым рассмотрены в мельчайших подробностях все детали эксплуатации земли и условия постройки дач вблизи конки. Одним из аргументов в пользу устройства конки указано удачное расположение посёлка, «по своей возвышенной и весьма сухой местности представляющего все данные для успешного развития дачных поселений», но активное строительство дач может развиваться только при наличии удобного пути сообщения со станцией Малаховка.

3) Гимназия. До 1908 года в Малаховке существовала лишь церковно-приходская школа при Петропавловском храме. Инициатором был врач Красковской больницы Михаил Самойлович Леоненко. Увлекли и писателя Николая Дмитриевича Телешова. 30 июля 1908 года последовало распоряжение об открытии среднего учебного заведения в посёлке Малаховка с курсом мужских гимназий для лиц обоего пола. Официально школа называлась «Красково-Малаховское средне-учебное заведение». Из числа состоятельных, влиятельных, имеющих большие связи и особо энергичных лиц был образован «Комитет Общества устройства загородного средне-учебного заведения смешанного типа близ станции Красково-Малаховка». Председателем комитета был М. С. Леоненко. Попечительницей Общество выбрало Е. А. Телешову, а почётным председателем Комитета – Н. Д. Телешова. Членами комитета являлись 290 человек, в том числе: С. И. Чебышев, П. П. Медоусов – рядовой железнодорожный служащий, сумевший повлиять на правление Московско-Казанской железной дороги и включить его в состав членов Общества. По сути дела, Правление являлось шефом гимназии, помогало ей регулярно, изо дня в день, из года в год. Рабочие и служащие дороги перевезли и доставили строительные материалы от изготовителей до места застройки. Их участие представляло подлинный факт личного труда, ибо машинисты должны были совершать лишние рейсы, а диспетчеры должны были ввести их в расписание движения поездов. Помощь железной дороги этим не ограничивалась. По финансовой отчётности видно, что Правление дороги ежегодно отпускало Комитету Общества пособия не менее 600 руб., ежедневно отвозило на занятия и с занятий учащихся, живших вдоль линии железной дороги.

В 1910 году из частных зимних дач Дейстфельда и Давыдова учащиеся были переведены в новое светлое, просторное двухэтажное здание. В школе работали педагоги высокой квалификации, эрудированные и, по сути, обладающие энциклопедическими знаниями, расширенная программа по изучению основ наук сочеталась с трудовым обучением. Из стен школы вышли выдающиеся деятели науки и культуры. Сейчас в здании бывшей гимназии находится средняя школа № 48.

4) Фотохроника Малаховки. Говоря о дореволюционной Малаховке, мы непрменно обращаемся к фотографиям из наследия Алексея Тимофеевича Саладина. Живя на станции Люберцы, Алексей Тимофеевич поступает в Управление Московско-Казанской железной дороги на должность делопроизводителя. После возвращения из ссылки (за участие в событиях 1905 года) Саладин поселился с семьей в селе Раменское, где работал мелким чиновником на железнодорожной станции. Образцом краеведческой литературы можно считать его «Путеводитель по пригородным и дачным местностям до станции Раменское Московско-Казанской железной дороги». Саладин очень любил Красково, Удельную, Быково, Малаховку и запечатлел достопримечательности посёлков по обе стороны от дороги, некоторые из них дошли до нас в почти первоначальном виде, а другие канули в лету.

После Октябрьской революции многие дачи были национализированы. В годы индустриализации в пустующих дачах расселили значительное число вновь приехавших в Москву рабочих. Возникло несколько дачных посёлков для работников различных отраслей: Красная Звезда, Мосдачтрест, Май, Обрабпрос. В результате всего этого состав населения сильно изменился, и служащие Казанской железной дороги перестали быть столь многочисленной и авторитетной группой населения. Но и в 20-е – 30-е годы железная дорога представляла жильё своим служащим на северной и южной сторонах Малаховки (ул. Некрасова, Рельсовая и др.)



Дарья Давыдова,

заведующий научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка

(подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)

Комментарии