Саша, милая, здравствуй!
История любви сквозь призму послевоенных реалий страны, Бородино, Красноярский край
Первостроителями рабочего поселка Бородино и угольного разреза в Сибири были бывшие узники фашистских лагерей, осужденные по Указу №227 Наркома обороны И.В. Сталина от 28 июля 1942 года «О запрещении самовольного отхода с боевых позиций», в просторечии «Ни шагу назад». После репатриации (возвращения на Родину) были признаны предателями Родины и осуждены на 6 лет. Послевоенной экономике срочно требовался уголь и бывшие пленники стали дешевой рабочей силой на гигантской стройке. Всего на строительство буроугольного разреза в Красноярском крае в августе 1945 года прибыло около двух тысяч репатриированных.
От Марселя до Сибири
Шёл 1942 год. В оккупированном фашистами Краснодаре во время облавы на городском базаре был схвачен 16-летний подросток Валентин Горинов. Переправлен в концлагерь. Мать долго искала сына, но никаких известий о своей судьбе до конца 1945 года он передать не мог.
Пока шли переговоры о судьбе пленников все они трудились на угольных шахтах во Франции. Хорошо кормили, переодели в форму освободителей - союзников.
В Союз Валентин с товарищами был отправлен баржами от Марселя до Одессы. В Одессе прошли через «фильтрационный пункт». Беспризорные мальчишки бежали вслед за вновь прибывшими, выпрашивая еду и курево и кричали: «Дяденьки, шапки тоже отдайте, вас все равно расстреляют!» Десять суток тряслись по восточно – сибирской железной дороге в товарняках - думали везут на японскую войну. На станцию Заозерная Красноярской железной дороги прибыли 10 августа 1945 года. Всем объявили, что направляются отбывать срок на строительство буроугольного разреза в Сибири.
Пешком прошли 18 километров до места строительства карьера. Холмистая местность с перелесками. В течение недели - двух саперными лопатками рыли себе землянки. Всего было построено девять больших землянок на 120 человек каждая. Одна - под фельдшерский пункт и маленькую больничку на 6 коек. Другая - для офицерского состава на 20 мест. Были и одиночные, кто-то поселился с товарищем. В одной из землянок размещалась парикмахерская на два места. Наступала суровая зима 1945-1946 года. Валентин помнит, что работать приходилось в легкой американской куртке, хромовых ботинках и пилотке. Только поздней осенью 1946 года выдали телогрейки. Первым делом требовалось провести электролинию и водопровод. Ручной труд людей был изнуряющим. Но трудились героически: все-таки вернулись на Родину. Раз в неделю ходили отмечаться в комендатуру. Валентин выбрал профессию сварщика.
Любовь длинною в жизнь
Александра - молоденькая девушка из вольнонаемных, приехавшая из деревни Большие Ключи Красноярского края, устроилась в столовую ОРСа (отдел рабочего снабжения). Девчонки ехали из деревень за работой и за женихами. Деревенских парней на фронте поубивало. В столовую ходили все строители. Валентин влюбился с первого взгляда.
(Екатерина Горинова первый ряд, справа)
Рабочему поселку при строящемся разрезе было присвоено историческое имя – Бородино. В декабре 1949 Ирша - Бородинский угольный разрез был сдан в эксплуатацию. Досрочно. Обещали, если получится досрочный пуск объекта - всех отпустят по домам раньше. Обещание не сдержали и всех, кто не обзавелся семьями, направили отбывать срок на урановые рудники на север края на Енисее. Единственным способом связи Валентина и Александры стали письма и телеграммы. После одной такой телеграммы с приглашением, Александра отправилась на Север по Енисею на пароходе к Валентину. Никогда не забудет, что в землянке, где он проживал вместе с другом, его не оказалось. Комендант подсказал: ваш жених принимает холодные ванны после тяжелого трудового дня. Она прибежала на берег студеного Енисея. День был солнечным и Валентин, искупавшись, шел навстречу, прикрывая рукой глаза. Серебряные капли воды стекали с широких загорелых плеч, и он весь был такой молодой и красивый. В тот момент, она поняла, что уже не сможет без него. После регистрации брака (комендант и зарегистрировал) смогли вернуться в Бородино.
Первое время жили в землянке. Александра Ивановна делала быт уютным - повесила занавески на маленьких окнах, распустила конные вожжи и из ниток связала белоснежную скатерть. В Краснодар к матери поехали уже с первенцем Володей. Как она мечтала, чтобы Валентин вернулся домой. Но молодые выбрали местом жительства Сибирь. В 1953 году получили трехкомнатную квартиру в одном из домов по Октябрьской улице. Многоквартирные дома строились основательными - в стиле «сталинского классицизма» - по проекту Ленгипрошахта. Дом рядом с величественным Дворцом культуры. Такой резкий контраст с землянками и бараками. Жизнь прожили, двоих сыновей вырастили. Буроугольный разрез Бородинский стал крупнейшим в России. А его первостроители не раз были награждены почетными грамотами, знаками отличия, ведомственными наградами. Судимость была снята, реабилитирован в 1953 году, тогда Валентин и получил первый в своей жизни паспорт. У него так и осталась одна запись в трудовой: Бородинская ремонтно-прокатная база (РПБ) - предприятие по ремонту горной техники.
Слева направо: Горинов Валентин Николаевич, сын Сергей,мать Татьяна
Степановна , сын Влад, Горинова Александра Ивановна, 1964 г.
Давно нет в живых Валентина, а Александра Ивановна до сих пор с блеском в глазах рассказывает историю любви. В прошлом году она отметила свой 90-летний юбилей. Гориновы всю свою жизнь посвятили родному городу, хотя каких только предложений о переезде не было – и в Красноярск и в Москву и в Краснодар.
Представляем отрывок из письма Валентина с урановых рудников Стрелки, Красноярский край
Саша, милая, здравствуй!
Я даже не знаю, как начать это письмо. Ты, не поверишь. Сегодня т.е. 10.04.1950 г. я получил письмо, которое так долго ждал. Саша, милая, я так рад, счастлив как маленький ребенок. Сколько радости оно принесло мне, так приятно было читать эти милые для меня строки. Хотя теперь здесь я не могу видеть тебя, слышать твой голос. Но я только чувствую тебя, когда читаю это письмо, и перед глазами пробегают те дни, когда я мог видеть тебя, каждый вечер быть рядом с тобой… Немного опишу здешнюю жизнь. Саша, конечно, здесь жить можно. Очень красивое место, как раз мы живем в том месте, где Ангара впадает в Енисей. Вот почему село это называется Стрелка. Поселок строится, кругом лес, Ангара очень красива, сейчас на Ангаре и на Енисее стоит лед, и мы часто прямо по льду ходим в Стрелку. Но скоро лед тронется, пойдут пароходы, жизнь будет веселей. В поселке есть клуб, столовая, магазин. Но я думаю об только одном, чтобы ты была рядом… 10.04.50 , кажется 2 часа ночи…
Письмо и скатерть, маленькие ботиночки первенца Володеньки хранятся в музее Бородино…
Комментарии