Ва́ймуша - России душа - ХранителиРодины.рф

Пинежская земля полна старинными преданиями, историями и фактами. В пинежской деревне Ваймуша уже несколько лет действует настоящая "машина времени".

 На 10 лет старше Москвы!

Первое письменное свидетельство об освоении русским населением территории бассейна реки Пинега относится к 1137 году, когда в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича (правнука Ярослава Мудрого, отца князя Игоря — главного героя «Слова о полку Игореве») в составе заволочских владений упоминается центральнопинежский погост Кегрола, который являлся центром распространения новгородской хозяйственной и культурной традиций на территории Пинежья.

Древняя Кегрола находилась на Ваймушском городище — на мысу реки Пинеги возле Ваймуши. Археологические раскопки в 1980 году подтвердили наличие поселения на этом месте в XII — XV вв.

Крепость была уступлена новгородцами Москве по мирному договору 1456 года. Но вскоре терпение новгородцев лопнуло и их бояре захватили московские владения на Пинеге, а городок Кегрольский сожгли.

После 1478 года, когда великий князь Московский стал хозяином всех двинских, пинежских и мезенских земель, городок кеврольских воевод перенесли за реку.

Поэтому с этого времени можно вести отсчёт истории Ваймуши, хотя самое раннее сохранившееся письменное упоминание датируется только 1623 годом. Более ранних переписей пинежского населения не сохранилось, хотя указание на существование подобных переписей имеется: в Писцовой книге 1623 года есть отсылка к Приправочной (сотной) книге 1590 года.

Допетровская Русь

Пинежье давно представляет интерес для исследователей разного профиля — этнографов, фольклористов, искусствоведов, а также для архитекторов и художников, потому что исторически сложилось так, что только на обширных территориях Русского Севера сохранились и бытовали деревянное зодчество, фольклор (былины, песни, сказки...) и костюмы допетровской эпохи. Здесь в XVII веке от гонений прятались скоморохи, сюда уходили староверы. Влияние петровских реформ в XVIII — начале XIX века на Пинежье проникало медленно, поэтому и традиционный уклад существовал здесь ещё долго, вплоть до начала XX века.

Так дошедший до нас свадебный головной убор из Ваймуши — коруна (венец) — возник в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов ещё в домонгольское время.

Одно из значительных книжных собраний старообрядческих наставников и наиболее крепких экономически пинежан-старообрядцев находилось в Ваймуше — в семье крестьян Рудаковых.

Народное достояние

Всероссийскую известность Ваймуша приобрела благодаря публикации в 1904 году былин и фольклорно-этнографических материалов, записанных Григорьевым А.Д. в 1899-1901 гг.

Начало систематической работе по исследованию песенной традиции Ваймуши было положено экспедицией Государственного института истории искусств 1927 года. Результаты работы экспедиции нашли отражение во втором выпуске сборника «Искусство Севера» (1928г.), часть материалов экспедиции была опубликована в академическом издании «Песни Пинежья» (1937 г.).

В 1982—1985 годах в Ваймуше ведут записи сотрудники Института русской литературы (Пушкинский дом). Благодаря этой работе появляются звуковые публикации репертуара ваймушских песенниц на грампластинках и компакт-дисках: «Традиционные песни Пинежья» (1987), «Русская народная музыка Севера и Сибири» (1991), «Песни Пинежского мечища» (2008) и «Свадебные песни Пинежья» (2008).

Ваймуша с 1986 года является творческой базой Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета, участники которого стремятся овладеть местной песенной традицией во всей её полноте. В 2017 году на DVD выпущено видео «История души русского человека» с совместными концертными записями.

Интересные факты

Несколько образцов деревянного зодчества: три зерновых амбара и «чёрная» баня были перевезены в 1970-80-е годы в Пинежский сектор музея под открытым небом «Малые Корелы», близ Архангельска.

С начала 1970-х годов в Ваймуше находится выносной экспедиционный пункт Института земного магнетизма ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова.В целях осуществления советско-французского космического эксперимента «АРАКС» по созданию искусственного полярного сияния над пинежской тайгой в декабре 1974 года между деревней Ваймушей, городом Парижем и островом Кергелен в Индийском океане была установлена прямая телетайпная связь.

К 100-летию писателя Фёдора Абрамова в феврале 2020 года выпущено подарочное литературно-художественное издание с рассказом «В Питер за сарафаном». Помимо самого произведения, книга содержит историю о прототипах героев рассказа – жителях Ваймуши, комментарии, иллюстрации и краткую биографическую справку об авторе.

Музей «Истоки»

Музей расположен в доме, построенном в 1858 году принадлежавшем купцу Григорию Коровину, который был раскулачен, а здание передано государству. Много лет в нём располагалась начальная школа.

Музей занимает весь второй этаж: 7 комнат, 2 коридора и веранда. В музее более полутора тысяч экспонатов: предметы крестьянского быта, орудия труда, одежда, документы, периодическая печать, фото. Многим из них могут позавидовать государственные музеи: меч XIV века, найденный на Городище, ткацкий станок, коклюшница, сарафан-«синяк» и др.

В музее несколько экспозиций: Старинные орудия труда и утварь пинежан; Кузнечное дело и кузнецы; Горница, ткацкий станок и предметы, служащие для обработки льна и пряжи; Пионерская атрибутика; Ваймуша в древности; Мастера Пинежья; Крестьянская одежда: будничная, рабочая, праздничная; Они защищали Родину: об участниках Великой Отечественной войны; Родные просторы; Любовь к песне и др.

Самодельный музей в далёком северном селе посещают тысячи гостей в год, потому что его создателю удалось то, чего с трудом добиваются наши академики — рассказать честно об истории России.

Отзывы посетителей

При посещении краеведческого музея с нами случился культурный шок. Огромная заслуга в этом принадлежит хранительнице – Нине Александровне. Она рассказывала нам об истории и культуре родного края часов пять подряд, и было видно, что это лишь малая часть того, что она может поведать. В музее все экспонаты Нина Александровна разрешала трогать руками, держать, рассматривать со всех сторон. Кто-то пробовал отпирать настоящий крестьянский амбарный замок, девушек наш экскурсовод научила прясть на прялке. Также Нина Александровна наглядно нам продемонстрировала, как обращаться с разнообразным хозяйственным инвентарём, тоже в большом количестве представленном в музее: косы, серпы, молотилки, жернова, конская упряжь... Показала нам экскурсовод и народные северные игры, песни, хороводы, участниками которых мы стали тут же, прямо на месте. Поведала и много любопытных фольклорных историй. Рассказала и о писателе Фёдоре Абрамове, о жителях деревни – прототипах рассказа Абрамова «В Питер за сарафаном».

О хранителе

Нина Александровна Нетёсова – краевед по призванию, посвятившая себя делу сохранения истории и культуры родной деревни. До самой пенсии работала учителем русского и литературы в местной школе.

Она родилась в Пинежском районе Архангельской области в деревне Немнюга. И с самого раннего детства увлеклась историей.

Семья Нины Александровны жила в старинном деревянном доме со множеством вещей из далёкой старины. Там были даже трёхлинейка, пищаль и другие предметы XVIII, XIX, начала XX веков. Поэтому большой интерес к истории у Нины Александровны появился с малых лет.

С детства она коллекционировала в своей памяти истории прошлого и былины.

Идея создать музей зародилась у Нины Александровны ещё во времена работы классным руководителем в Ваймушской школе.

Музей зародился 9 сентября 2004 года когда в школе выделили помещение и жители стали приносить свои экспонаты. Нина Александровна на каждую вещь приклеивала бирку с именем того, кто подарил музею предмет из прошлого. «У многих появилась мысль, что старое-то уйдёт, а имя останется. И стали приносить все чаще и чаще», – рассказывает Нина Нетёсова.

В нём хранятся эксклюзивные экспонаты – сундуки XVIII века, старинная одежда, предметы утвари и коротный меч XIII - XIV вв., найденный на Городище.

Нина Александровна пишет родословные семей, которые живут в деревне.

Также Нина Александровна собирает материалы о войнах с участием пинежан: с Лжедмитрием I и II, об Отечественной войне 1812 года, Первой мировой, Русско-японской, Великой Отечественной войнах.

В начале 2014 года Нина Александровна получила государственную награду «Патриот России».

Ещё Нина Александровна пишет стихи и загадки (выпущено два сборника), а также краеведческие книги. Её усилиями и на собственные средства к 75-летию Победы издана Книга Памяти Ва́ймуши.

Как найти

Музей «Истоки» располагается по адресу: Архангельская область, Пинежский район, д. Ваймуша, ул. Космонавтов, 17. Контакты: +7 (818-56) 7-43-16 / 7-43-02; +7 921-719-62-58 (экскурсии по договорённости).

Музей работает: вторник с 13-30 до 15-00 часов, среда с 15-00 до 17-00 часов.



От Архангельска до райцентра Карпогоры 5,5 часов поездом и полчаса — на машине до Ваймуши.



Кстати, в 2020 году здесь запущен проект «Печатное слово на Пинежье» о книжно-рукописных традициях Пинежья, библиотеках Пинежан, старообрядчестве и мн. др. Открыта новая экспозиция: тетради 30-х годов и военной поры, книги, чернильницы, керосиновые лампы и мн. др. Разработаны темы для мастер-классов по истории инструментов для письма.

Комментарии

  • Я познакомилась с Ниной Александровной Нетесовой еще в 1986 году, когда приезжала в Ваймушу в фольклорную экспедицию вместе с Фольклорным ансамблем Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета. Нина Александровна - настоящий знаток своей малой Родины, неутомимый пропагандист истории и культуры Ваймуши. Музей в доме Коровина интересен не только экспозицией, которая подобрана с огромным мастерством и любовью, но и живым, творческим рассказом о ней. Н.Н. Нетёсова - Хранитель "гения места", человек, способный передать красоту и величие духа северной деревни и ее людей.